Светлана Пархоменко
Консультация для родителей «Что должен знать и уметь будущий первоклассник?»
Образовательные стандарты постоянно меняются. Для подготовки ребенка к школе необходимо действовать в нескольких направлениях. Будущий первоклассник должен обладать элементарными знаниями о себе, о родителях, об устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета, развитые моторику и речь. Он должен усвоить основную образовательную программу дошкольного образования по пяти образовательным областям: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Познавательное развитие
Публикация «Консультация для родителей „Что должен знать и уметь будущий первоклассник?“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Умение считать до ста является необязательным для будущего первоклассника, но базовые знания в области счета у ребенка должны быть. Будущий первоклассник должен :
• знать цифры от 0 до 9;
• уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
• уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;
• понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа от 0 до 10;
• уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;
• уметь сравнить количество предметов в двух группах;
• решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
• знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
• уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;
• ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве;
• иметь представления о Родине, о символике государства;
• знать времена года, части суток, названия месяцев и дней недели;
иметь понятия о домашних и диких животных, о зимующих и перелетных птицах.
Моторика, подготовка руки к письму
Будущий первоклассник должен уметь :
• правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
• складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;
• рисовать геометрические фигуры, животных, людей;
• закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;
• проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;
• писать по образцу печатные буквы;
• аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать фигуры по контуру);
• лепить из пластилина и глины;
• клеить и делать аппликации из цветной бумаги.
Развитая моторика тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи.
Речевое развитие
Уровень развития речи является основой для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь :
• четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
• выделять определенный звук в слове;
• определять место звука в слове;
• определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);
• делить слова на слоги;
• называть слово по его порядковому номеру в предложении;
• различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
• различать гласные и согласные звуки;
• называть группу предметов обобщающим словом;
• отвечать на вопросы и уметь их задавать;
• составлять рассказ по картинке;
• последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
• понимать многозначность слов;
• сказать несколько предложений о заданном предмете;
• составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
• различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
• заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
• отгадывать загадки.
Моторика, подготовка руки к письму
Будущий первоклассник должен уметь :
• правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
• складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;
• рисовать геометрические фигуры, животных, людей;
• закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;
• проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;
• писать по образцу печатные буквы;
• аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать фигуры по контуру);
• лепить из пластилина и глины;
• клеить и делать аппликации из цветной бумаги.
Развитая моторика тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи.
Физическое развитие
Рост и вес ребенка должен соответствовать его возрасту. Ребенок должен уметь выполнять общеразвивающие упражнения и основные движения в соответствии с Программой для детей старшего дошкольного возраста, выполнять правила подвижных игр, уметь перестраиваться в две, три, четыре колонны, в колонну по одному. Выполнять бег на сто метров, прыжки в длину, метание в соответствие с нормативами.
Социально – коммуникативное развитие
Будущий первоклассник имеет представление и может рассказать о себе, о своей семье, о своих друзьях, умеет различать эмоции и управлять своими эмоциями, умеет планировать свои действия и работать по плану, доводит начатое дело до конца.
Художественно – эстетическое развитие
Будущий первоклассник умеет работать с красками, клеем, бумагой, пластилином, глиной, карандашами, фломастерами, ножницами; различает цвета и их оттенки. Он различает нотюрморт, пейзаж и предметные картинки. Умеет петь, ходить и танцевать под музыку, знает музыкальные жанры и музыкальние инструменты. Определяет характер музыки. Будущий первоклассник должен быть всесторонне развитым. Тогда школьная жизнь у него будет интересной, ему понятной и насыщенной.