Алла Смирнова
Консультация для родителей «Музыка и животный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
С ранних лет мы, сами того не замечая пробуждаем и воспитываем в детях чувство любви к природе, к братьям нашим меньшим.
Природа подарила нам около двух миллионов видов животных. Трудно представить себе океан без морских обитателей, а лес — без насекомых, птиц и диких зверей. Четвероногие и пернатые жители леса привлекают нас красотой, силой, величием и волей к жизни. Не меньший интерес представляют грызуны и насекомые — бабочки и жуки, стрекозы и кузнечики. С одними мы видимся в повседневной жизни, других же — не встречаем никогда.
Публикация «Консультация для родителей „Музыка и животный мир“» размещена в разделах
Чтобы полюбоваться дикими зверями в естественной обстановке, тысячи людей с разных концов света посещают места, в которых созданы благоприятные условия для существования фауны. Таковыми являются заповедники, заказники, национальные парки. Их территории с уникальными ландшафтами и удивительными обитателями находятся под охраной государства и закона.
Домашние животные живут рядом с человеком. Одна их часть приносит нам материальную пользу, другая же — доставляет удовольствие. Домашние питомцы становятся нашими друзьями и членами семьи, которых любят и балуют. С их появлением смягчаются человеческие души, согреваются сердца, жизнь становится богаче, красивее и теплее. Благодаря им мы отвлекаемся от повседневных забот и переживаний, становимся добрее, терпеливее, милосерднее.
Бескорыстно, верно и преданно служа, четвероногие друзья испытывают к нам привязанность и благодарность. И любят они нас такими, какие мы есть: бедными и богатыми, молодыми и старыми, красивыми и безобразными, здоровыми и больными.
Взаимоотношения человека и наших братьев меньших ярко отражены в фольклоре, правдиво и выразительно описаны в литературе. О верности и преданности животных-помощников животных-друзей сложены стихи и песни. Представители фауны также являются главными героями художников-анималистов, которые изображая животных, передают их внешние особенности, динамичность поз, повадки, черты характера, среду обитания. Композиторы-классики и современные композиторы также не раз обращали свой взор на животных. Музыкальными красками они создавали яркие портретные зарисовки, передающие голоса птиц, особенности поведения зверей и рыб. Средствами музыкальной выразительности, интонационными особенностями авторы раскрывают и подчёркивают характер каждого персонажа, как бы оживающего в музыке. Вместе с тем они передают своё отношение к ним, свои эмоции.
Музыка — это голос жизни. Пение птиц, голоса животных, другие природные звуки находят отклик в душе человека.
Малыши воспринимают образы животных в игрушках, и взрослые, обыгрывая их, напевают потешки, песенки-прибаутки, считалочки, песенки -небылицы, от нас дети узнают про «Кисоньку-Мурысоньку», «Курочку рябушку», про котика, который качает люлечку, про заиньку, что горенку метет. Очень нравятся детям песенки про «петушка – золотого гребешка», про всяких птичек-невеличек и про лошадку, и гусей, а детям постарше – про ворона, который «сидит на дубу, играет в трубу». Ребятишки жалеют Мурку, которой холодно зимой, кормят зернышками птичку, поют песенки собачкам и кошечкам. Дети подражают в песенках крику и пению животных. Из дидактических музыкальных игр они узнают, что кошка – это мама котят, а курочка – мама цыплят, как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных. А если ребята поют «пейте, дети, молоко, будете здоровы», то, конечно же, с любовью они будут относиться к корове, зная, что она даёт молоко.
Подрастая, дети начинают понимать, что все животные – хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать, к ним надо относиться бережно. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им.
На темы музыки и природы, музыки и животного мира написано много. Отражение этой многоликой темы в творчестве композиторов неисчерпаемо. Но самое яркое – зоологическая фантазия «Карнавал животных» для двух фортепиано, двух скрипок, альта виолончели, контрабаса, флейты, кларнета, фисгармонии, ксилофона и челесты, Камиля Сен- Санса.
«Карнавал животных» - 14 музыкальных миниатюр, иллюстрирующих животный мир, развивает воображение ребенка. Творите вместе с ним, изображайте и черепах и львов и кенгуру, и, конечно, всеми любимого лебедя.
Ребенок, начиная с двух лет, будет ловить каждое ваше движение, пытаясь его повторить. Ребенок помладше будет с жадностью следить за вашими пантомимами под музыку. Начните с одной части в день, потом малыш сам будет просить вас о таких сеансах.
Благодаря музыке дети получат разнообразные впечатления о животном мире, учатся видеть её красоту, составляя реальные образы с образами художественными, дают им оценку, высказывания детей становятся более интересными, они выражают определенное отношение ребенка к тому, что они воспринимают. Дети приобретают опыт музыкального восприятия, который способствует более внимательному и заинтересованному отношению к окружающему миру.