Елена Рудакова
Консультация для родителей «Мой родной город Саранск»
▼ Скачать + Заказать документы
Центральной идеей воспитания любви к своей родине у русских педагогов была идея народности. Так К. Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, должно быть народным». Именно он ввёл термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.
Публикация «Консультация для родителей „Мой родной город Саранск“» размещена в разделах
В. А. Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р. И. Жуковская, Н. В. Виноградова и др.
Современное исследование, посвященное проблемам связи дошкольников с историей, культурой, социальной жизнью родных городов, направлено на изучение механизмов социального общения, формирования социальных компетенций ребенка. осознание ребёнком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия детьми мира предметов, формирования знаний о трудовой деятельности взрослых. Основным этапом формирования любви детей к Родине является накопление их социальных опытов жизни в своем городе, освоение при этом принятых норм поведения и отношений, общение с миром культуры его народа. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.
Для дошкольников важно ознакомиться с историей, культурой, национальными, географическими особенностями родного города – Трубчевского. Зная родной город и достопримечательности, ребенок начинает понимать, что он живет в определенный период времени в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Центральным звеном социализации - «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребёнка, с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. Познание необходимо проводить через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение.
В нравственно- патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале необходимо учитывать следующее:
*Знакомство дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.
*Введение краеведческого материала в работу с детьми с учётом принципа постепенного перехода от близкого ребёнку, личностно значимого, к менее близкому - культурно-историческим фактам.
*Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создания условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышения личностной значимости.
*Осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города. Ребёнок может выбрать ту деятельность, в которой выразит свои чувства к увиденному (творческая игра, рассказ, поделки, загадки, аппликация, лепка, рисование, экскурсии).
*Осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.
*Создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка) позволила бы «удовлетворить потребность в познании окружающего мира. Преобразование его по законам добра и красоты».
Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников является:
Формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему города Саранска.
Развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, краю, стране.
Воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.
Развитие бережного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа).
Формирование умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.