Думанская Елена Сергеевна
Консультация для родителей «Мир на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Растения окружают нас повсюду и являются неотъемлемой частью живой природы. Во все времена существования человечества люди любили растения, украшали ими свои дома, улицы, города. Человек в полной мере использует дары природы – растения.
В наше время нельзя представить дом, квартиру, школу, сад и любое другое учреждение без комнатных растений. Таким образом мы стараемся восполнить дефицит общения с миром природы, особенно в холодное время года, когда вся живая природа погружается в «сон».
Так почему бы нам не использовать этот мир – «мир на окне» для всестороннего развития наших детей?
Публикация «Консультация для родителей „Мир на окне“» размещена в разделах
Растения статичны, но не каждый ребенок обращает внимание на них и не каждый стремится принять посильное участие в уходе за ними.
Задача взрослого не только приобщить ребенка к уходу за комнатными растениями, формируя правильные практические навыки, но и показать все своеобразие, красоту, жизнь и особенности строения каждого растения.
Приобщая ребенка к регулярному уходу за комнатными растениями развивается познавательная активность, активизируется связная речь, память, внимание, воображение, наблюдательность.
В ребенке воспитывается гуманность, бережное отношение к растениям (и вообще в целом к окружающему миру, желание помогать взрослым.
В процессе наблюдения и ухода за комнатными растениями ребенок учится отличать существенные признаки внешнего вида частей растения.
можно показать рисунок и окраску листьев каждого растения – большинство имеют зеленый цвет, но и он бывает неодинаков у разных растений – от светло - салатового до иссиня – зеленого цвета.
А какое обилие и разнообразие цветков у каждого из них! Цветущее растение легко вызовет у любого ребенка положительные эмоции. А эмоции играют большую роль в восприятии ребенком мира природы, её красоты, неповторимости.
Можно показать, как размножать комнатные цветы отростками (листьями). Например: фиалка – очень хорошо дает корешки. Ребенку будет очень интересно наблюдать за появлением корешков из листа, а после его можно вместе пересадить в горшок с почвой.
Можно с помощью лупы (а если есть микроскоп - еще лучше) рассмотреть все имеющиеся комнатные растения и все их части.
Обсудить с ребенком какие условия нужны растениям для нормального роста и жизни (почва, вода, свет, тепло) и какие органы выполняют определенные функции. Провести опыт с проращиванием семян в различных условиях (без воды – с водой; со светом – без света).
Можно показать «движение» растения – любое растение рассмотреть, после поместить на окно с хорошей освещенностью и оставить на длительный срок (например неделя). Через неделю повернуть растение обратной стороной и сфотографировать положение листьев. Повторить процесс еще раз – что происходит? - листья тянутся к свету, они поворачиваются туда, где его больше.
Чтобы объяснить как растение дышит можно провести опыт с листьями - замазать обратную сторону одного листа вазелином и оставить. Со временем лист начнет вянуть, светлеть - «болеть». Это происходит потому, что на обратной стороне листовой пластинки имеется очень много устьиц - через них происходит воздухообмен.
Расскажите ребенку о полезных свойствах некоторых комнатных растений:
Герань, алоэ, хлорофитум хохлатый выделяют фитонциды – легкие органические вещества, обладающие бактерицидными свойствами способные бороться с бактериями, химическими и токсическими соединениями.
Сансевьера (щучий хвост) и кактусы с длинными иголками хорошо насыщают воздух кислородом.
Лимонные, апельсиновые и мандариновые деревья убивают в помещении все болезнетворные микроорганизмы и такие растения легко самостоятельно вырастить из обычной косточки, что будет очень интересно для ребенка.
Бальзамин – одно из самых красивых, благодаря своим листьям и цветкам, комнатных растений. Благодаря этому его часто выбирают что бы привить ребенку любовь к домашним растениями и навыки ухода за ними.
Конечно если ребенок заинтересовался «миром на окне» у него возникнет множество вопросов, но не спешите рассказывать, показывать и объяснять ему все – лучше помогите юному исследователю самостоятельно найти ответы и отрыть этот новый мир - волшебный, загадочный мир растений.
Мои юные помощники: