Крюкова Елена
Консультация для родителей «Мама, я сам!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мама, я сам!»
Когда Ваш ребенок еще совсем маленький и не может обойтись без Вашей помощи, вы мечтаете о том, чтобы он поскорее научился все делать сам. Но вот и этот долгожданный момент наступает, и Вы вдруг понимаете, что забот у Вас только прибавилось! Оказывается гораздо проще и быстрее самим покормить малыша, умыть его и одеть, чем наблюдать за его неумелыми попытками сделать все самостоятельно.
Публикация «Консультация для родителей „Мама, я сам!“» размещена в разделах
Развитие ребенка от одного года до трех лет специалисты считают необычайно важным этапом в его жизни, а возраст три года называют серединой пути "психологического роста человека от момента рождения до зрелого возраста
Кризис трёх лет известен в возрастной психологии как кризис
«Я сам», «Кризис упрямства»
В ребенке просыпается личность, и стремление к самостоятельности совершенно оправданно.
Самое главное не пропустить этот благоприятный момент, когда малыш в 3 года хочет все делать сам, когда его привлекают действия с предметами, когда он испытывает удовлетворение от самостоятельных действий.
На первый взгляд, действия самообслуживания просты, элементарны и не столь важны. Однако для развития ребенка они открывают большие возможности:
— крепнет его рука, он учится «сгибать» и «разгибать» кисть, у него развивается мелкая моторика рук;
- развивается умение фиксировать взглядом движение руки и контролировать совершаемые действия;
- учится различать и сравнивать особенности совершаемых действий, отличать правильное от неправильного, учится исправлять ошибки;
«Я сам», «Кризис упрямства» - эти слова, наверное, знакомы каждому, кто имеет счастье быть родителем.
Взрослые торопятся прийти на помощь ребёнку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребё нок не может выполнить это самостоятельно: порвёт, сломает, уронит, упадёт, уколется.
Родители думают, что легче все сделать самим, чем научить чему-то ребенка. Нетерпеливо ожидая, пока ребенок сам оденется, родители выхватывают штанишки, курточку и быстро его одевают, да еще приговаривают, что малыш – копуша. Или быстренько зашнуровывают ботиночки, не давая ему самому, наконец, завершить эту увлекательную работу. Понятно, у взрослых на это уходят считанные минутки, а для малыша серьезное дело. Точно также, маме проще покормить ребенка с ложечки, чтобы потом не отмывать стол, полы и самого ребенка, впоследствии решить задачку или написать сочинение, чтобы не тратить времени на долгие объяснения, да и успеть посмотреть телевизор.
Если мы на это стадии будем делать все за детей, то потом так и придется делать все самим, или же ругать ребенка, который без мамы с папой сам не в состоянии ничего сделать. Да еще горевать, что вот у всех дети самостоятельные, а вам не повезло, - ваши такие неприспособленные и беспомощные! Но ведь существует простой закон воспитания самостоятельного человека: никогда не надо делать за ребенка то, что он способен сделать сам. Да, это может доставить ребенку неудобства, даже неприятности, стрессы, когда долго что-то не получается. Вы похвалите малыша, скажите, что он такой умелый, что все делает правильно и скоро у него все получится!
Дети младшего возраста должны уметь:
мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место; одеваться и раздеваться в определё нной последовательности: одежду снимать, надевать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону, пуговицы застёгивать, расстёгивать; замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому; своевременно пользоваться носовым платком, туалетом; пить из чашки, есть, хорошо пережёвывая пищу с закрытым ртом; правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу четвёртого года жизни, салфеткой; убирать игрушки, книжки, строительный материал на определённое место.
Самое главное – если ребенок что-то делает сам, и у него это не очень хорошо получается, вооружитесь терпением и не хватайтесь доделывать или переделывать все за малыша. Предоставьте ему возможность проявить себя.
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни.
Задача родителей – не делать за ребенка эти самые шаги, а быть рядом, учить, помогать, направлять, поощрять. Не забывайте каждый раз, когда ваш малыш сделает что-то самостоятельно, оценить то, что у него получилось и похвалить за старания. Не жалейте добрых слов, когда дети их действительно заслужили. Это повышает их самооценку и убеждает детей в том, что родители любят их. А, кроме того, повышают интерес и вызывают желание сделать что-то еще. Не отбивайте у него охоту быть самостоятельным, будьте мудрыми и терпеливыми!