Елена Басманова
Консультация для родителей «Маленький фантазер или обманщик?»
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы хотим, чтобы наши дети росли честными людьми, и вдруг:
- Кто разбил чашку?
- Это не я! Понимаешь, мама, прилетал Карлсон…
Что же это? Мой ребенок — патологический лгун, или просто фантазер? Что делать – ругать, отшлепать, читать нотации? Или – попытаться понять? Провести границу между фантазией и ложью очень трудно даже взрослому человеку, не говоря о маленьком ребёнке. Ложь – преднамеренное искажение информации с целью собственной выгоды, фантазия – это способность нашего разума создавать новые образы, воображать их, мечтать.
Публикация «Консультация для родителей „Маленький фантазер или обманщик?“» размещена в разделах
Давайте разберемся, что приводит малышей к тому, что они начинают лгать?
- попытка избежать наказания;
- стремление привлечь к себе внимание;
- ложь, чтобы обратить внимание на себя;
- наличие у ребенка проблем, требующих решения;
- ложь, как способ подражания;
- защита от стрессовых ситуаций;
- дурной пример окружающих - как детей, так и взрослых;
- ложь, ради оправдания ожиданий.
Возрастная особенность детей 4-5 лет - это бурное развитие речи и творческого мышления. Эта особенность ярко проявляется в появление такой черты, как фантазирование. Именно в этот период жизни дети начинают рассказывать невероятные истории. О том, как они видели собаку размером с корову. О том, что папа с мамой оставили его одного на весь вечер, хотя ничего такого в этой семье не было и т. п.
К сожалению, подобные рассказы часто квалифицируются взрослыми, а вслед за ними и сверстниками как ложь, что, в сущности, совершенно несправедливо и чрезвычайно обидно для ребенка.
Давайте разберемся, что же такое ложь и что же такое фантазия? Чем они отличаются? Психологи считают, что вымыслы и уловки ребенка - лишь более зрелые и логичные формы воздействия на окружающих, нежели сложившийся еще в младенчестве стиль эмоционального давления (истерики, слезы, выпрашивание и т. д.). То есть в основании обмана лежит манипулятивное поведение, направленное на получение каких либо выгод, избегание наказания и т. д.
Почему же малыши начинают лгать?
1. Одна из главных причин лжи маленького человека - его недоверие к взрослым. Ребенок говорит неправду, поскольку боится, что его накажут за проступок. Особенно часто ко лжи прибегают дети, чьи родители слишком суровы в наказании и быстры на расправу;
2. Другая причина, провоцирующая детскую ложь, - это наш родительский эгоизм и бестактность. Мы не считаем детские игры серьезным делом и в любой момент можем оторвать ребенка от его занятий. Умоляющие слова “сейчас-сейчас, ну еще минуточку”, не производят на вас впечатления и даже раздражают. Так же безапелляционно пресекаем мы попытки принести с улицы комок снега, понравившуюся палочку, гладкий камешек - настоящее сокровище, которые мы воспринимаем как хлам и мусор. И ребенок начинает защищаться от нас с помощью вымысла и обмана : проносит все это в дом тайком.
3. Еще одной причиной детской лжи может явиться и страх разочаровать взрослых. Ребенок старается во всем соответствовать их требованиям. Ожидая от малышей, что они будут хорошо себя вести, станут примерными учениками, мы неосознанно оказываем на них сильное психологическое давление. Оно может исходить как от родителей, так и от воспитателей, а в дальнейшем от учителей. Многие дети считают, что от хороших оценок зависит их будущее. И если они не оправдывают ожиданий взрослых, то чувствуют, что у них нет другого выхода, кроме как обманывать. В таких случаях ложь выполняет функцию защитного механизма от чрезмерного прессинга.
4. Часто малыша побуждает к обману ущемленное самолюбие. Он весьма чувствителен к оценкам окружающих, отношению к себе. И если эти оценки нелицеприятны или же взрослый груб с ним, ребенок начинает огрызаться, дерзить или выдумывать истории, которые как бы вытесняют эти обиды. В этом случае ребенок будет рассказывать, как он отомстил, и как окружающие смеялись над обидчиком. Переиначивая болезненное для своего самолюбия происшествие, ребенок испытывает облегчение, в воображении “расправляясь” с обидчиком, он восстанавливает справедливость, которой не может добиться в реальности. Было бы неправильным пресекать подобные детские вымыслы, имеющие определенный терапевтический эффект и помогающие малышу справиться с суровой действительностью. Но, выслушивая детскую “версию” события и морально поддерживая малыша, следует все-таки постепенно внушать ему мысль, что надо уметь признать свою вину и что честных людей всегда уважают за то, что они не боятся говорить правду.
Таким образом, чаще всего в том, что дети лгут, виноваты мы, родители. Свершая педагогические ошибки, ставя детей в ситуации, в которых он вынужден защищаться, мы тем самым вынуждаем его лгать.
Стратегия родительских действий
• Реагируйте на ложь спокойно, избегайте избытка эмоций, не наказывайте ребенка, пока вы «на взводе».
• Постарайтесь вместе с ребенком определить причину лжи, и придумать другой выход из сложившейся ситуации.
• Старайтесь не подавать дурной пример ребенку. Чтобы требовать чего-то от ребенка, стоит начать с себя. Не провоцируйте каверзными вопросами своего ребенка, это только распалит в нем желание врать
• Хвалите ребенка, каждый раз, когда он говорит правду, в особенности, в тех случаях. когда это потребовало от него некоторых усилий и даже внутренней борьбы.
• Не делайте спешных выводов, если вина ребенка не установлена. Это может поколебать уверенность ребенка в вашей справедливости и понимании.
• Подавайте пример правдивости. Дети учатся врать, как правило, у взрослых.
Не забывайте, что фантазия призвана делать мир лучше. Направьте всю силу воображения своего чада в мирное русло и, возможно, именно этим вы откроете ему путь к творческим профессиям.