Оксана Лавриненко
Консультация для родителей «Любящий родитель проводит с ребёнком много времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Любящий родитель проводит с ребёнком много времени» (из цикла «Родительская любовь : как ребёнок её воспринимает»)
«Сколько времени уделяете своему ребёнку?» – этот вопрос вы наверняка встречаете в анкетах для родителей. «Необходимо больше быть с детьми» – пишут в многочисленных педагогических статьях и говорят в публичных лекциях. Однако, если спросить ребёнка, сколько времени в воскресенье он провёл с родителями, он вряд ли будет точен. Зато он подробно расскажет, что именно он делал с родителями и было ли это ему приятно. Ребёнку важно не количество проведённого с родителями времени, а то, как оно было проведено. Иногда десять минут, проведённых с родителями в сердечной беседе (в психологическом смысле слова, для ребёнка значат гораздо больше, чем целый день, проведённый вместе, когда вы, едва сдерживая зевоту, присутствовали в его играх.
Публикация «Консультация для родителей „Любящий родитель проводит с ребёнком много времени“» размещена в разделах
Часть времени дошкольники проводят, играя сами с собой, с друзьями, в детском саду, занимаясь рисованием, конструированием и т. д. Но кроме всего этого ему необходимо общаться с вами.
Ребёнок до трёх лет очень чувствует ваше присутствие в том пространстве, где пребывает он сам. Иногда кажется, что ребёнку всё равно, чем занят родитель, лишь бы он был рядом. В этот период жизни взрослый, находясь рядом с ребёнком, создаёт у него необходимое чувство безопасности.
Ребёнку более старшего возраста необходимо не просто близкое присутствие взрослого, а искреннее общение с родителем как личности с личностью. Он хочет переживать чувство общности с ними, принадлежности к семье, стремиться к тому, чтобы его уважали, считались с его мнением. И здесь особенно важно, как именно проводить время с ребёнком. Не сколько времени вы провели с ребёнком, а что и как вы делали вместе, имеет важное значение.
Поясним это примером, который каждый из вас может видеть довольно часто.
Мать и ребёнок идут утром в детский сад. Мать что-то говорит, ребёнок отвечает, сам спрашивает о чём-то. Только десять минут, но у обоих возникает впечатление хорошо проведённого времени, ощущение общности, которое так хочется повторить. Другая пара – мать тащит за руку неохотно идущего малыша. Оба идут молча. Мать мысленно уже на работе, малыш – в не таком уж и привлекательном детском саду. Они не общаются, они просто рядом.
Иногда родителям бывает трудно сообразить, о чем говорить с ребенком, чем заняться с ним. Если вы уделяете ему внимание искренне, то можете не волноваться, он сам за вас решит эту проблему. Чего-чего, а выдумки, оригинальности в этом деле детям не занимать. Не мешайте им, и вы быстро окажетесь втянутыми в разнообразные мероприятия.
Итак, вы собрались чем-то заняться вместе с ребёнком. Чем и как? Возможно несколько вариантов:
Вы предлагаете ребёнку подключиться к выбранному вами занятию. Например, берёте его с собой на рыбалку, в поход, в мастерскую, приглашаете (но не настаиваете) присоединиться к уборке квартиры, приготовлению пищи и т. д. Участвуя в ваших делах, ребёнок познаёт мир и занятия взрослых. Главное – не задавить ребёнка своим авторитетом, оставить ему место для инициативы, творчества, возможности ошибаться. Последнее особенно важно, так как упрёки, если он что-то делает не так, как надо, сразу отнимает у ребёнка желание заниматься сообща с вами.
Вы вместе с ребёнком решаете, что делать, сообща придумываете интересное занятие. Принятое решение должно быть демократично от начала до конца. Кстати, еженедельный совет семьи по вопросу, что делать в воскресенье, улучшает жизнь семьи вообще.
Вы подключаетесь к детской деятельности. Например, принимаете роль игрового партнёра ребёнка. В этом случае вы подчинены ему и логике самой игры. На время вы не руководитель, авторитет, а равноправный участник игры.
Итак, можно сделать вывод, что качество времени, проведенного с ребенком, гораздо важнее его количества. Даже небольшие уделенные внимание и искренность в общении могут оказаться значительными для ребенка. Для ребенка важно чувствовать близость и общность с родителями, стремиться к уважению и принятию своей личности. Проведение времени с ребенком не должно быть поверхностным - важно показывать искренний интерес и уважение к его мнению, создавая условия для развития и инициативы. Общение с ребенком должно быть взаимным, демократичным и основано на равноправии, что содействует развитию доверия и укреплению семейных отношений.