Галина Судакова
Консультация для родителей «Кружковая деятельность как средство выявления и развития творческих способностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль кружковой деятельности в выявлении и развитии творческих
способностей у детей дошкольного возраста
Публикация «Консультация для родителей „Кружковая деятельность как средство выявления и развития творческих способностей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Большие возможности для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста имеют кружковые занятия во внеурочное время. Кружки способствуют развитию кругозора, творческих, способностей, мелкой моторики, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым развивая усидчивость,концентрацию, внимание и память. Здесь каждый ребенок имеет возможность выбрать свое дело по душе,выявлять, ставить и разрешать интересующие проблемы.
Внеурочная кружковая деятельность отличается более гибкой организацией работы учащихся по сравнению с занятиями. В кружках большой простор для разнообразной творческой деятельности дошкольников : изготовление поделок, конструирование, моделирование, исследовательская и театральная деятельность, лепка, танцы, нетрадиционные техники рисования и т. д. В процессе выполнения творческих работ у детей возникает и укрепляется интерес к отдельным темам.
В каждом ребенке есть задатки творческих способностей. От педагога и обучающей среды зависит, останутся ли они на нулевом уровне в «спящем» состоянии, или же разовьются так,что помогут ребенку в дальнейшей жизни. Развивать творческие способности возможно лишь через интересные задания.
Изначально целью кружковой работы является создание условий для максимально эффективного, целостного развития личности ребенка, создание условий для раскрытия и развития таланта, совершенствование умений и навыков, полученных на занятиях в группе; повышение мастерства и развитие творческих способностей.
Посещение кружков в процессе обучения формирует у детей дошкольного возраста ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ребенка, помогут в освоении школьной программы в дальнейшем. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира детей, надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятельности, которые раскрывают перед ними заманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого мышления.
Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения с точки зрения творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность ребенка. Часто встречаются педагогические ситуации, когда дети, высказав догадку или предположение, не могут их логически обосновать. Тем не менее, их необходимо поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи.
Для того, чтобы у детей развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной, а задачи поставленные перед ребенком -достижимые.
Одно из основных условий развития личности — взаимодействие между внешними и внутренними факторами, между наследственными задатками творческой одаренности и условиями развивающей среды. Если высокий творческий потенциал имеет соответствующие условия, то он поднимается на еще более высокий уровень. Выявить и разбудить творческие способности можно благодаря использованию внеурочной кружковой деятельности.
Проблема развития творческих способностей и одаренности у детей была и остается одной из наиболее важных в педагогической теории и практике. Заботясь о развитии творческого потенциала у детей с самого раннего возраста, привлекая их к творческому труду, мы создаем необходимые условия для развития всех без исключения высших психических функций и положительных личностных качеств. Творческая деятельность дошкольника вместе с тем благотворно сказывается на его физическом и эстетическом развитии. Привлечение к творческой деятельности посредством разнообразных кружков,раскрывает перед малышами горизонты человеческих возможностей и способствует правильному определению своего места на огромном поле собственных умений и способностей.
Происходит это по той причине, что в творчестве человек реализует во всей полноте свои знания, умения и способности, а значит, получив возможности испытать себя в разных видах деятельности, наглядно убеждается в имеющемся арсенале знаний, умений и способностей, и тем самым адекватно оценивает свои возможности, что безусловно способствует в будущем правильному выбору профессии. То есть кружковую деятельность в дошкольном возрасте, совершенно заслуженно можно назвать первичной ступенью в будущей профориентации ребенка.
В наше время повсеместно применяются новые формы кружковой работы; это прежде всего создание игровых ситуаций. Именно в игре, которая является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, всегда требует творчества и непринужденности, увлекает ребенка и дает простор для развития фантазии; ребенок реализует свои природные возможности.
С особым внимание к развитию творческих способностей детей относился великий педагог -Василий Александрович Сухомлинский. В каждом ребенке он видел создателя и творца, с его еще не раскрытым потенциалом. Творчество детей — это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражения, самоутверждения, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Эту самобытность невозможно охватить какими-либо правилами. При наличии в образовательной организации разнообразной кружковой деятельности, у детей появляется больше шансов и возможностей для раскрытия творческого потенциала, возможности попробовать и проявить себя в самых разных творческих сферах.