Мадоян Марине
Консультация для родителей кризис трёх лет
▼ Скачать + Заказать документы
КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ
Кризис трёх лет (греч. krisis -решение, поворотный пункт)-возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающим.
Публикация «Консультация для родителей кризис трёх лет» размещена в разделах
" Кризис трёх лет" - условное понятие в психологии, так как его временные границы не имеют чёткости и определяются в период со второго полугодия 3-го до первого полугодия 4-го гг. жизни детей. Возрастной кризис является закономерным явлением в развитии психики ребёнка и в отличие от стабильных периодов длится недолго, примерно несколько месяцев, у разных детей протекает с разной степенью выраженности и интенсивности.
СЕМЬ СИМПТОМОВ КРИЗИСА
Кризис трёх лет может выражаться в проявлении таких симптомов, как негативным, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, стремление к деспатизму. Впервые их выявила и описала Э. Келер в работе " О личности трёхлетнего ребёнка". Л. С. Выготсккий назвал семь наиболее ярких особенностей поведения ребёнка в период кризиса трёх лет "семизвездием симптомов ".Рассмотрим эти симптомы более подробно.
НЕГАТИВИЗМ-- это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребёнок не делает что то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Неготивизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия- сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.
Упрямство--- это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может. Упрямство следует отличать от настойчивости в достижении какой-либо определённой цели.
Строптивость--- направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.
Своеволие--- стремление ребёнка все делать самому (ключевым словам в речи "Я сам ", проявление инициативы собственного действия, которая неадекватно возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. При этом меняется отношение ребё нка к окружающему миру: теперь ребёнком движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Ребёнок начинает активно удовлетворять познавательную потребность. Это проявляется в его активности, любознательности.
Протест--- бунт--- проявляется в частных конфликтах с родителями. Ребёноку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желание- он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, привет прежних отношений. Американский психолог Э. Эриксон считает, что именно в этом возрасте у ребёнка наступает формируется воля, независимость и самостоятельность.
Обесценивание--- в глазах ребёнка обесцениванивается все то,что было для него первично, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивание может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки.
Деспотизм--- ребёнок проявляет деспотическую власть по отношению к близким людям, заставляет родителей делать всё, что он требует.