Воронова Наталья
Консультация для родителей «Коррекционная функция самодельной игрушки с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Самодельная игрушка в сегодняшней России переживает подлинное возрождение. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту и выполняет коммуникативную функцию.
Игрушка, сделанная из ниток, дает большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка. В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:
- сам процесс изготовления приносит радость;
- работа с мягким материалом дает ощущение тепла и нежности;
Публикация «Консультация для родителей „Коррекционная функция самодельной игрушки с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Старшая группа
- Темочки
- при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук (развитие речи);
- развивает пространственное воображение и творческие способности;
- корректирует недостатки памяти и внимания у детей, умение сравнивать и найти отличия между двумя и более объектами, восстанавливать по памяти ранее увиденное;
- застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет игрушкой себя, таким образом, самодельная игрушка выполняет коррекционную функцию.
В самодельной игрушке проявляется индивидуальность, характер исполнителя. При изготовлении отсутствует понятие неудачи, неправильности. Каждая игрушка является особенной, неповторимой, как и сами дети. При помощи самодельной игрушки всегда легче сформировать внутреннюю мотивацию и познавательный интерес ребенка к учебной деятельности, требующей усидчивости и внимания и превратить кропотливый труд в маленький праздник общения с необыкновенным гостем. Игрушки помогают сформировать определенный стиль общения между взрослым и ребенком через игру-сказку.
Самодельная игрушка может предложить задание, загадать загадку, участвовать в диалоге, подвести итог. В логопедической практике используются куклы-буквы из ниток при постановке и автоматизации любого из звуков. Соответствующий герой может сообщать тему занятия, предложить игру-звукоподражание, погладить ребенка по руке, по щеке, позвать к зеркалу, закрепляя положительный эмоциональный настрой. Создавая игровые ситуации, кукла-буква может попросить подобрать для нее определенные картинки, определить ее место в слове. Кукла-буква, балуясь, может произносить свой звук неверно и предложить ребятам произнести слово правильно. Образная самодельная кукла «Бабушка» позволяет детям и взрослым вставлять свои ступни в тапочки, руками держать каркас - кукла движется, поворачивается, наклоняет голову. Кукла используется, как:
-сюрпризный момент;
- исправление бабушкиных звуковых и грамматических ошибок;
- составление описательного рассказа о Бабушке-кукле и о своей родной бабушке;
- контроль звукопроизношения во время пересказов сказок;
- повторение скороговорок и отгадывание загадок.
В логопедической практике хорошо использовать перчаточные куклы. Они помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке взрослого или самого ребенка, выступающая для него в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание и помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям, предоставляя ему возможность почувствовать себя раскованным. С помощью куклы педагог может варьировать свои требования к речи и поведению детей на занятиях, что способствует воспитанию свободы речевого общения. Например, если ребенок не может начать фразу, можно предложить произнести ее вместе с Петрушкой. В этом случае за Петрушку говорит сам взрослый, что, по сути, представляет собой замаскированную помощь. Игрушка может быть использована во время проведения релаксации как наглядное пособие. Самодельным игрушкам можно задавать вопросы, дарить их друг другу, можно сделать им дом или целый город, в котором они будут жить до следующей игры. Главное – серьезное и бережное отношение к изготовленной кукле, ведь это персонифицированный образ автора. С самодельной игрушкой можно использовать метод «общего сочинения историй». Первый участник предлагает начало рассказа, второй продолжает, третий излагает кульминацию, четвертый придумывает развязку. После того как рассказ составлен, дети обсуждают его. Для профилактики речевых нарушений используется дидактическая игрушка Логошарик. При изготовлении Логошарика дети нитками красного, синего, зеленого цвета наматывают шарики, что способствует развитию мелкой моторики. Для достижения максимальной эффективности в коррекционном процессе взрослый использует «Логошарик» в качестве :
1. сюрпризного игрового момента в ходе вводного занятия «Знакомство с органами речи». Ребенок может надеть его на руку, другой рукой открыть, закрыть рот Логошарика, потрогать язык, зубы.
2. во время проведения артикуляционной гимнастики Логошарик «предлагает» выполнить вместе с ним упражнение, найти правильное положение языка. Ребенок делает это вместе с логопедом, двигает, выгибает язык, помещает кончик языка за верхние нижние зубы; те же действия показывает на языке Логошарика.
3. на индивидуальных занятиях по постановке звуков ребенок с помощью взрослого моделирует и прикрепляет игрушке язык, придавая ему необходимый артикуляционный уклад. Игра «Научи Логошарика» позволяет произвести автоматизацию изолированного звука. Игра «Веселая песенка» способствует развитию речевого дыхания, автоматизации звука в слогах.
4. красные, синие, зеленые шарики Логошарика используются на индивидуальных и фронтальных занятиях при формировании фонематического слуха, позволяют включить в работу слуховой, зрительный, кинестетический и речедвигательный анализаторы, что позволяет быстрее и лучше усвоить характеристику изучаемого звука. Игра «Угадай, что звучит?» развивает фонематическое восприятие и слух. Игра «Собери змейку» способствует развитию зрительно-моторной координации и стимуляции тактильных ощущений. Ребенку предлагается собрать змейку красного, синего, зеленого цвета, а также дети угадывают содержимое материалов. В игре «Кто больше?» у детей развиваются речедвигательные анализаторы, происходит развитие и совершенствование навыков звукового анализа слов, а также автоматизация и дифференциация звуков.
5. при обучении грамоте детям предлагается:
- найти среди шариков, подходящий к данному звуку (букве);
- собрать схему слога;
- добавляя разные звуки к слогу придумать свое слово;
- собрать схему слова, скрепляя шарики в цепочку;
- найти лишний шарик в предложенной цепочке к слову;
- придумать слово по предложенной цепочке из шариков и т. д.
Игра «Подбери звуку шарик» развивает у детей фонематический слух. В играх «Помоги Логошарику», «Придумай слово» у детей происходит развитие мыслительных процессов, развиваются и совершенствуются навыки звукового анализа слов. Игра «Угадай, что в шарике» способствует развитию тактильных ощущений, словарь детей обогащается словами-признаками.
6. во время игр и выполнения заданий с шариками происходит непроизвольный массаж пальцев рук, что очень полезно, поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом:
- работа рук способствует психическому расслаблению;
- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах;
- способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.
Игрущка Логошарик помогает не только пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения, но и позволяет плавно регулировать поведенческие трудности детей, повышает мотивацию детей к логопедическим занятиям. Использование самодельных игрушек, сделанных из ниток, помогает решить следующие задачи:
- автоматизация и дифференциация звуков;
- развитие и совершенствование навыков звукового анализа слов;
- развитие ориентировки в пространстве и зрительно-моторной координации;
- развитие психических процессов: мышления, речи, памяти, внимания, восприятия.
Игровая организация деятельности дошкольника сокращает сроки коррекции произносительных дефектов у детей.