Ирина Васильевна Кононученко
Консультация для родителей «Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители! В настоящее время у детей дошкольного возраста всё чаще можно встретить ошибки в слоговой структуре слов. Нарушение слоговой структуры – это один из основных компонентов в структуре дефекта «речевых»детей. Искажения в слоговой структуре проявляются в следующем:
- в сокращении или, наоборот, добавлении количества слогов(«моко» вместо молоко, «мидор» вместо помидор, «команата» вместо комната);
Темочки:
- Консультации для родителей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Слог. Слоговая структура речи
- Старшая группа
- Темочки
- изменении структуры слога («бабанан» вместо барабан; «Черубашка» вместо Чебурашка; сокращение стечений согласных – «пина» вместо спина; вставки согласных в слог – «лимонт» вместо лимон);
- нарушении последовательности слогов («петерь» вместо теперь);
- нарушении ударности или ритма слова.
В предлагаемых заданиях основное внимание уделяется работе над ритмом речи.
Что же такое ритм? Существует два вида ритма: музыкальный – соотношение во времени звуков и пауз одинаковой или различной длительности, и речевой –ритм, при котором обязательны наличие ударения и отсутствие пауз в словах.
В основе работы над речевым ритмомлежит прохлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком. Прежде чем начинать работу над словами, необходимо научить ребенка хлопать тихо и громко, хлопать один раз и много раз. Только после того, как будут отработаны звукосочетания разных ритмовможно перейти к работе над словом. Основой подбора слов в работе над слоговой структурой может служить классификация А. К. Марковой, которая выделяет 14 классов слоговой структуры по возрастающей степени сложности. В каждом типе слоговой структуры в первом абзаце а) идут слова со звуками простыми в произношении, во втором б) – с более трудными ([л’], [л], [с], [с’], [ш], [ж], [ч], [р], [р’]); сначала – существительные, затем – прилагательные, глаголы и наречия. Например: 1. Двухсложные слова с ударением на первом слоге : а) мама, папа, Дима, Вика, Ваня, Катя; б) лето, липа, бусы, косы, чудо. 2. Двухсложные слова с ударением на втором слоге : а) дубы, коты, киты; могу, иду, веду; б) сова, коза, жуки, перо, река; варю, дарю. 3. Трёхсложные слова с ударением на первом слоге : а) ягоды, кубики, домики; б) лебеди, бусины, радуга; белая, синяя; бегали, думали, делали. 4. Трёхсложные слова с ударением на втором слоге : а) букеты, победа, погода, пионы, котята, утята; одену, будите; б) малина, калина, поляна, Володя, Данила, карета; одели, гуляли, ходили. 5. Односложные слова из закрытого слога : а) мак, кит, дуб, мёд, дом, кот, день; тут, там, дай; б) лес, лещ, суп, сын, семь, чай; наш, ваш, пел. 6. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым слогом (ударение на первом слоге) : а) бантик, фантик; меткий, модный, умный; б) кактус, кустик, зонтик, дождик, чайник, тортик; летний, теплый, сочный, важный, мудрый, верный. 7. Трехсложные слова со стечением согласных в разных позициях и закрытым слогом (ударение на втором слоге) : а) ягненок, кофейник; томатный; б)будильник, бельчонок, купальник, шиповник; молочный, глубокий,таежный. 8. Односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова : а) мне, твой, где; б) клей, клен, блин, ключ, Глеб, вкус, кекс, кедр. 9. Четырехсложные слова из открытых слогов (ударение на втором слоге) :а) питание, дыхание, купание; одетая, богатая; б) фамилия, мелодия, вязание, любимая, великая, высокая. 10. Пятисложные слова из открытых слогов (ударение на втором слоге) : малиновая, калиновая, сиреневая. 11. Четырехсложные слова с закрытым слогом и стечениями согласных (ударение на первом слоге) : а) булочная, яблочная, гоночная. 12. Пятисложные слова с закрытым слогом и стечениями согласных (ударение на четвертом слоге) : великолепный, миролюбивый, трудолюбивый.
Основные рекомендации:
Предложенный речевой материал необходимо в большей мере сопровождать соответствующей иллюстрацией, так как это улучшает понимание смысла слова, а значит, обогащает словарный запас, и способствует лучшему запоминанию произнесенных слов. С иллюстрациямиработа над словами становится более интересной.
Научив ребенка правильному проговариванию, прохлопыванию, протопываниюслов, ему можно предложить игру «Что пропало?». Используя несколько картинок с уже пройденными словами. Он их называет, запоминает и закрывает глаза. Затем взрослый убирает одну-две картинки. Открыв глаза, ребенок называет, какие картинки пропали.
Также, можно поиграть в игру «Запомни и назови». Выложив несколько картинок,ребенок называет ихи запоминает порядок расположения. Закрыв глаза, ребенку нужно назвать картинки в том же порядке. Порядок расположения картинок нужно неоднократно менять. Таким образом, ребенок произносит каждое слово многократно, но в игровой форме. Также можно составлять короткие предложения со словами первых групп : «Это мама», «Это папа», «Это хата, а это муха», «Я вижу вазу», «Я вижу вату».Во всех предложениях слова проговариваются с акцентом на ударение, но уже не прохлопываются!
Позже, можно будет переходить к чистоговоркам:
Уп-уп-уп, мама варит суп.
Ва-ва-ва, на суку сидит сова.
Аф-аф-аф, в углу стоит шкаф.
Гу-гу-гу, пасутся гуси на лугу.
Та-та-та, хвост пушистый у кота.
Цо-цо-цо, на руке кольцо.
Ша-ша-ша, мама моет малыша.
Успехов вам в работе!