Ирина Кокора
Консультация для родителей «Компьютерная и игровая зависимость детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Интернет и Компьютер – это неотъемлемая часть нашей жизни и, одновременно, -- проблема. К сожалению, зависимость от компьютера и Интернета - это болезнь, которой подвержены не только мы, но и наши дети. Из-за непомерного увлечения компьютером страдают отношения ребенка с близкими людьми, он дистанцируется, страдает его учебная деятельность.
Зависимость может быть двух видов:
Темочки:
Игровая зависимость (кибераддикция) – зависимость от компьютерных игр. Некоторые игры персонализированы, то есть человек играет от лица конкретного героя, наращивая могущество, завоёвывая города, приобретая сверхспособности. В этом случае можно говорить о ролевой зависимости. В других играх как такового персонажа нет, но суть игры – в наборе очков, получении выигрыша. В этом случае зависимость неролевая.
Сетевая зависимость (сетеголизм). Это зависимость ребенка от Интернета, которая может проявляться в разных формах, но в глобальном смысле суть одна – человек не мыслит своей жизни без выхода в Сеть. Просиживание времени в соцсетях, чатах, за прослушиванием музыки – это варианты сетевой зависимости. Даже безобидный интернет-сёрфинг – это вид сетевой зависимости, ведь человек тратит уйму времени на просмотр и чтение совершенно не нужной информации, переходя со ссылки на ссылку.
Как избежать компьютерной зависимости у детей и почему она опасна? Как поступить родителям, которые видят, что их малыш больше ничем не интересуется, кроме игр и интернета? Давайте выясним.
Первые симптомы компьютерной зависимости у детей можно заметить уже в возрасте восьми лет. Активно она развивается до четырнадцатилетнего возраста, пока не пройдет переходный возраст.
Причиной возникновения данного психологического заболевания всегда является неправильное отношение к ребенку в семье. Так если в семье введено строгое воспитание, он постоянно находится под жестким контролем, у него множество табу и запретов, а поощрений в разы меньше, ребенок начинает искать выход из такой ситуации в цветном и волшебном компьютерном мире.
Другой вариант – излишняя избалованность. Когда у ребенка есть все, что он может пожелать, все капризы исполняются, родители спешат дать ему, чего сами были в детстве лишены, он быстро теряет интерес к развлечениям в жизни и начинает искать нечто новое в виртуальной реальности.
Еще более простая ситуация, когда просто ребенка постоянно считают маленьким, недооценивают, не воспринимают его, как полноценного члена семьи. Так появляются комплексы, мешающие общению со сверстниками, развивается застенчивость, ребенок ищет мир, где можно от всего этого спрятаться, и компьютер заменяет друзей.
Признаки компьютерной зависимости у ребёнка:
1)Постоянное и выраженное желание ребенка находится у
включенного компьютера, неудержимая тяга к компьютеру, азартное
стремление непременно увеличить время «общения» с компьютером.
2) Родителям и самому ребенку сложно или невозможно контролировать свое поведение в области «общения» с компьютером.
3) Ребенок испытывает явный душевный дискомфорт, у него серьезно портится настроение, когда родители ограничивают или лишают его контактов с компьютером.
4) Контакт с компьютером улучшает настроение ребенка. Большей частью или всегда, только с помощью компьютера легко удается контролировать поведение ребенка (сделать уроки, убраться в комнате и т. д)
5) У ребенка постепенно сужаются или совсем пропадают сферы других интересов (общение с родителями и сверстниками, спорт, книги, хобби т. д.).
6) Нарушение режима сна и бодрствования, игнорирование физических нагрузок, правильного питания и личной гигиены. Физическое ухудшение здоровья – утомляемость, истощаемость, ожирение или потеря веса, головные боли, расстройство желудочно-кишечного тракта, боли в спине, сердце, нарушение зрения, конъюнктивиты и т. д.
7)Большинство мыслей и желаний, свободные деньги и незанятое время
посвящается компьютеру.
8) Развивается социальная дезадаптация – ухудшается поведение и познавательная деятельность в школе и дома, нарастает агрессия, развивается непослушание и безответственность, нарушаются правила и запреты взрослых, ухудшаются коммуникативные способности и т. д.
9) Резко увеличивается неискренность и количество вранья в общении с родителями, учителями и другими взрослыми, особенно в области того, что касается компьютера.
Советы родителям:
Чтобы уберечь своего ребенка от компьютерной и игровой зависимости, нужно:
Во-первых, самим подолгу не зависать в Интернете, а если сами зависимы от игр — это Ваш выбор, но чтобы ребенок этого не видел;
Во-вторых, обеспечить контроль за деятельностью ребенка, особенно за количеством проведенного времени у компьютера (планшета, смартфона, игровой приставки) за играми, или другими развлечениями, включая соцсети (не более 1-го часа подряд, и не более 3-х часов в день)
В третьих, нужно как можно больше уделять времени на общение и взаимодействие с ребенком, особенно родителю того же пола (совместное времяпрепровождение: нормальные игры — уличные, спортивные, настольные; совместные просмотры фильмов, телепередач, чтение книг и др. печатных изданий с последующим обсуждением сюжета; проявлять неподдельный интерес и внимание к проблемам, потребностям и желаниям ребенка (и не с родительским менторством и критикой, а с уважением к растущей личности…
В четвертых, осторожно, ненавязчиво выяснить скрытые интересы ребенка, его переживания, узнать по возможности мечты. Для этого нужно посмотреть в какие игры он играет дома, в какие игры играет у друзей, узнать какие книги читает, какие фильмы смотрит, какую музыку слушает — чем вообще интересуется… Очень много дают информации детские и подростковые странички в социальных сетях. НО, ни в коем случае не врываться в личное пространство ребенка, не давить на него, и тем более, не взламывать его соцсети и телефон. Все делать мягко и ненавязчиво, а главное, искренне…с любовью…
И в пятых, определить психофизиологические особенности ребенка: его темперамент, характер, эмоциональность…; посмотреть, не слишком ли замкнут, закрыт, необщителен — постараться ненавязчиво выяснить причину; узнать об его взаимоотношениях в группе (в классе, во дворе) — какова его групповая роль; обратить внимание на отношение Вашего ребенка с младшими детьми, с домашними животными, с природой; если ребенок занимается творчеством: рисует, лепит, конструирует, сочиняет — то неподдельно заинтересованно обсудить его творения…
Зависимость от компьютера можно вылечить, если вникнуть в суть проблемы, подружиться с ребенком, вернуть его доверие. Вернувшись к прежней жизни, он снова ощутит вкус реальных удовольствий, но не перестанет нуждаться в поддержке.
И главное, никакой лжи, двойных стандартов и противоречивости в воспитании…