Ольга Николаевна
Консультация для родителей «Как сделать речь детей яркой и эмоциональной?»
▼ Скачать + Заказать документы
Как сделать речь детей яркой и выразительной
К сожалению, в наше время образная и богатая описаниями речь у детей старшего дошкольного возраста встречается довольно редко. Дети учатся говорить, подражая речи окружающих, но многие родители не уделяют этому должного внимания, пуская процесс развития речи на самотёк.
Публикация «Консультация для родителей „Как сделать речь детей яркой и эмоциональной?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Наши дети проводят много времени за компьютером или у телевизора, играя со своими игрушками, и редко слушают рассказы и сказки из уст родителей. А развивающие речевые занятия дома — это вообще редкость.
В повседневной речи мы используем минимальный словарный запас, который позволяет нам быть понятыми окружающими. Наша речь предметна и унифицирована. Поэтому, если вы хотите развить у ребёнка связную речь, научить его использовать образные словосочетания и выражения, вы сами должны говорить ярко и разнообразно. Необходимо следить за своей речью.
Замечательным примером образности языка является язык русских народных сказок. Сказка оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей. Чем чаще они слышат сказки, тем больше впитывают гармонию слова. Повторяя образные слова и выражения из сказки, дети начинают задумываться над их прямым и переносным значением. Сказка способствует развитию воображения, фантазии и творческих способностей детей.
С самого раннего возраста ребёнок погружается в мир сказок. Уже к двум годам они начинают его интересовать. Именно с детской сказки начинается знакомство малыша с литературой, миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Детская сказка предлагает ребёнку образы, которые ему интересны и доступны. Жизненно важная информация усваивается сама собой, незаметно.
Как мы, педагоги, формируем образную речь детей в детском саду?
1. Мы уделяем большое внимание чтению различных по жанровой структуре художественных произведений: считалок, загадок, скороговорок, сказок и рассказов, стихов.
2. Мы предлагаем детям составлять творческие рассказы.
3. Мы просим их рассказать по картине или по серии картин.
4. Мы создаём проблемные ситуации.
5. Мы даём различные творческие задания.
Что можно сделать дома?
Если вы читали ребёнку 30 минут, а потом захлопывали книгу, то теперь вам нужно перестроить процесс чтения. Теперь вы читаете 15 минут, а потом обсуждаете прочитанное. Уровень обсуждения зависит от интеллектуального развития ребёнка. Если он мал, то вопросы самые простые: «О чём рассказывается в сказке? Что сделал зайчик? Куда побежал медвежонок?» Ребенку постарше и вопросы более взрослые: «Правильно ли поступил мальчик? А как ты думаешь, что могло произойти дальше? А чтобы ты предпринял на месте героя?»
Попросите ребёнка пересказать текст своими словами. Затем задание можно усложнить: попросите описать персонажа, обстановку, время года, о котором говорится в сказке, используя те же слова и образы, которые употреблялись в тексте.
Старайтесь не только задавать вопросы, но и строить диалог с ребёнком. Высказывайте своё мнение, иногда сознательно «неправильное», чтобы ребёнок мог заметить ошибку и вас поправить. Побуждайте ребёнка высказать своё мнение и отношение к героям сказки.
По ходу чтения обращайте внимание на то, что вам понравилось или удивило. Это может быть красивый сравнительный оборот, яркое описание природы или замка, или смелый поступок героя: «Я бы, наверное, испугалась, а ты бы смог перейти через бушующую реку?»
Чтение — это диалог между книгой и ребёнком, это повод поговорить, обсудить, поразмышлять.
Детские книги хорошо оформлены, и любая иллюстрация также является поводом поговорить. «Ты так себе представлял главного героя? А какой момент сказки проиллюстрирован? А какие события произошли дальше?» По одной иллюстрации можно придумать не один десяток вопросов. Можно предложить ребёнку проиллюстрировать прочитанный текст самому.
Существует множество игр для расширения словарного запаса ребёнка. Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик и обратно, в очереди, на прогулке.
1. Поводырь. Ребёнок закрывает глаза, а взрослый описывает, что их окружает.
2. Опиши предмет. Ребёнку предлагается рассказать об игрушке или машине, используя как можно больше разных слов.
3. Добавь словечко. Когда взрослый начинает рассказывать историю, ребёнок должен вставить подходящее по смыслу слово, когда взрослый сделает паузу.
4. Что это может быть? Взрослый называет прилагательное, а ребёнок — существительные, которые могут быть такими. Например, если взрослый скажет «чёрное», ребё нок может ответить: земля, портфель, краски. Затем можно наоборот — называть существительные, а ребёнок будет подбирать прилагательные. Например, «мяч, какой?» — круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой…
5. Стань писателем. Ребёнку дают 5–7 слов, из которых нужно составить рассказ. Если ему сложно запомнить слова, можно использовать картинки.
6. Найди повтор. Взрослый говорит стилистически неправильную фразу, а ребёнок должен найти тавтологию и исправить её. Например, «Папа посолил суп солью. Маша одевала одежду на куклу», «Мама купила покупки».
7. Игра в антонимы. Взрослый называет слово, а ребёнок — слово с противоположным значением. Например, «горячее — холодное, зима — лето, большой — маленький, пушистый — гладкий».
8. Игра в синонимы. Взрослый называет слово, а ребёнок — синоним. Например, синоним к слову «палка» — трость, клюка, посох.
9. Что увидел? Обратите внимание ребёнка на облака. Что они напоминают? На что похожа крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется?
Важно понимать, что правильная разговорная речь с образными выражениями не только помогает в школе, но и делает человека коммуникабельным и общительным. Так давайте поможем нашим детям стать такими!