Ольга Юдина
Консультация для родителей «Как работать с мнемотаблицами»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители!
Предлагаем вам консультацию на тему :
«Как работать с мнемотаблицами»
Мнемотехника– это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Публикация «Консультация для родителей „Как работать с мнемотаблицами“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Цель обучения с использованием мнемотехники – развитие памяти ( разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, мышления, внимания, воображения.
Развивать память – значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника. Как работать с мнемотаблицами и мнемодорожками.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
• Развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
• Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;
• Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении
С помощью мнемотаблиц с ребенком можно изучать любую тему, можно запоминать любой текст, особенно таблицы удобны при изучении и запоминании времен года, когда необходимо запомнить их характерные признаки.
Мнемотаблицы полезны как в индивидуальных беседах, так и в групповых, когда работать с одним сюжетом сказки может несколько человек.
Примером мнемотехники в детском саду могут быть таблицы, с изображением последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания. Ребёнку трудно запомнить весь алгоритм действий, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребёнку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко вспомнить все этапы.
Надо помочь детям: превратить трудное занятие игру. Используя приемы мнемотехники, можно научить детей составлять небольшие рассказы, придумывать сказки.
Рассмотрим работу с мнемотаблицей на примере русской народной сказки «Теремок»
Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 3. После перекодировки осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.
Что же можно изображать в таблице.
В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий.
Размер мнемотаблиц может быть разлным - в зависимости от возраста детей, от уровня развития ребенка:
• Для мл. дошкольников таблицы на 4 клетки (2*2, на 9 клеток (3*3) ;
• Для дошкольников ср. возраста - таблицы на 9 клеток (3*3, на 16 клеток (4*4) ;
• Для дошкольников старшего возраста - таблицы на 16 и 25 клеток.
Что нужно для занятий.
Для работы с мнемотаблицами, нужны только сами мнемотаблицы.
То есть используются наглядные пособия – таблицы, где каждое изображение имеет смысл. Таблицы можно создавать на разные темы, и выглядеть они могут по- разному.
Можно составить таблицу, просто зарисовав карандашами ассоциативные образы, можно использовать яркие картинки. Таблицу можно составить самостоятельно, а можно воспользоваться готовой (готовые таблицы можно выбрать в конце статьи тут).
Для детей от 3 до 5 лет важно чтобы мнемотаблицы были цветные, потому что они быстрей запоминают цветные образы: апельсин – оранжевый, помидор – красный, трава – зеленая, и т. п. Детям старше можно давать черно – белые таблицы.
Этапы создания мнемотаблици самостоятельно.
1)Читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты.
2) Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.
3)В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата.
4) Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.
Например, нам нужно создать мнемотаблицу для стиха
На подносе
У Фроси
Ананас
И абрикосы
Как видите изображение этой таблицы: поднос, девочка (Фрося, один ананас, и много абрикос.
Как заниматься по таблицам
Алгоритм для того, чтобы выучить стих:
1. Выразительно прочитать стих
2. Прочитать стих еще раз, показывая изображение в мнемотаблице.
3. Уточнить все ли слова знакомы малышу. Если что — то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме.
4. Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу.
5. И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.
Это примерный план работы с таблицами, каждый ребенок индивидуален. Кому-то достаточно один раз прочитать и показать пальчиком на картинки, и он все запомнил. А кому-то стоит читать много раз для запоминания. В каких — то случаях вы можете предложить малышу раскрасить мнемотаблицу, и в процессе прочитывать текст.
Но в любом случае, запоминание происходит легче, если ситуации изображены на картинках.