Оксана Николи
Консультация для родителей «Как преодолеть рассеянность у ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Рассеянность - это психическое состояние, характеризующееся отсутствием концентрации и внимания. Отвлекающийся ребенок не способен выделить главное, соблюдать четкую последовательность, быть организованным и исполнительным при наблюдении за деятельностью. Состояние снисходительности обычно является результатом неправильного воспитания. Если ребенок приучен к порядку, обучен дисциплине и организаторским навыкам, а также имеет привычку доводить начатое дело до конца, он не будет отвлекаться. И наоборот, если родители позволяют порядку нарушаться, считают беспорядок или забытые в углу вещи ребенка мелочью, в поведении дошкольника незаметно появляются беспорядок и рассеянность. Эти особенности особенно негативно сказываются в школьном возрасте. Отвлекающиеся школьники испытывают трудности в учебе, не слушают объяснений учителя и могут не выполнить задания. Рассеянные ученики часто попадают в странные или раздражающие их ситуации.
Как развить у детей внимание и концентрацию и побороть рассеянность? Прежде всего, не стоит винить дошкольников или наказывать их за несобранность, забывчивость или неаккуратность. Их нужно терпеливо обучать правильному поведению и учить преодолевать свои недостатки. Для этого необходимо строго придерживаться четкого распорядка дня. Режим не позволяет менять занятия в зависимости от настроения, а требует от ребенка концентрации внимания и желания довести начатое до конца. По мере того, как ребенок привыкает к выполнению режима, он напоминает себе о том, что нужно сделать, и может контролировать свое поведение. Постепенно это входит в привычку, и ребенок учится брать на себя ответственность за выполнение различных обязательств. Ключ к обучению концентрации - создание внешних условий и устранение отвлекающих ребенка факторов. Иногда родители сами виноваты в том, что их дети отвлекаются. Например, они часто отмечают, что их дети часто отвлекаются, но, в то же время в соседней комнате включен магнитофон, и ребенок мысленно находится с ним. Важно не вмешиваться в работу детей и уважать их труд. Конечно, не всегда удается устранить помехи. Иногда нам приходится приспосабливаться к помехам. Мы должны научить детей тому, что в науке называется «толерантностью к шуму», то есть умению сохранять концентрацию в любой ситуации. Проявить сосредоточенность, внимание ребенок может только на том, что его увлекает и захватывает. Он любит мастерить поделки, ухаживать за комнатными растениями и животными, следить за аквариумом и т. д. Поощряя эти занятия, родители внушают ребенку, что растения нужно поливать, а рыбок кормить, иначе они погибнут. Таким образом, у ребенка развивается чувство ответственности. Постепенно ребенок узнает, что не все весело и увлекательно, что даже менее интересные вещи могут быть полезны для семьи и для него самого, и что для достижения целей нужно упорно трудиться.
Однако детей нельзя перегружать однообразной деятельностью в течение длительного времени. Внимание, способность ребенка концентрироваться, лучше всего тренировать в играх. Например, возьмите множество мелких предметов (пуговицы, гвоздики, орехи, камешки) и разбросайте их на столе. Попросите ребенка запомнить, что лежит на столе. Положите сверху лист бумаги и попросите назвать все предметы, находящиеся под ним. Убирайте по одному правильно названному предмету за раз. Эта игра становится интереснее, если в ней участвуют папа, сестра, брат или одноклассник ребенка. Рекомендуется и другая игра. Когда ребенок закрывает глаза, игрушки меняются: одна из них исчезает, меняется местоположение или добавляется новая игрушка. Когда ребенок открывает глаза, он говорит, что изменилось. Постепенно количество игрушек увеличивается до 10. Появляется ленточка, исчезает туфелька, меняется прическа. Хотя предлагаемые игры не требуют много времени, их значение в преодолении тусклости и воспитании внимания у детей дошкольного возраста велико. Иногда тусклость детей объясняется болезнью или временной общей слабостью. В этом случае следует укрепить здоровье ребенка, наладить питание и отдых. Рассеянность также может быть вызвана депрессией или перепадами настроения ребенка. В этом случае все зависит от ситуации дома и отношений между родителями. Когда состояние рассеянности систематически повторяется, оно становится привычным и превращается в черту характера, которая проявляется наряду с другими дефектами личности. Например, рассеянность в учебе часто ассоциируется с ленью, рассеянность в общении с окружающими - с бестактностью и эгоизмом, а рассеянность в повседневной жизни - с беспорядком и неряшливостью. Чтобы избежать этого, необходимо обращать внимание и правильно оценивать психическое состояние ребенка. Если ребенок слишком долго сосредоточен на своих мыслях и чувствах, он будет отвлекаться от этого. Воспитывайте концентрацию и внимание, и родители увидят, на что они направлены. Развитие у детей воли, ответственности и чувства долга помогает им сосредоточиться и не дает впасть в оцепенение.