Любовь Пищулина
Консультация для родителей «Как правильно подготовить ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
старший воспитатель Пищулина Л. Е. МБДОУ № 271, Красноярск
Как правильно подготовить ребенка к школе.
Это очень важный вопрос для родителей и будущих учеников.
Родители считают, что главное научить – научить ребенка читать, писать и считать прежде чем он пройдет в школу. Но, далеко не каждый ребенок научившись читать и писать успешен в школе.
Готовность к школьному обучению – многокомпонентно.
РАССМОТРИМ КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
Публикация «Консультация для родителей „Как правильно подготовить ребенка к школе“» размещена в разделах
Мотивационная готовность - основной компонент – стремление ребенка пойти в школу, желание узнавать новое. Для определения, есть ли основной компонент, можно задавать ребенку несколько вопросы : "Зачем ты хочешь пойти в школу?" «Что тебя в школе интересует больше всего?". Отвечая на вопросы можно понять представления ребенка о школе, есть ли интерес к ней, интерес к познанию нового. Предложив игру можно выяснить, есть ли у него желание идти в школу, какие видов деятельности ребенок предпочитает. Бросая мяч ребенку, взрослый говорит начало предложения, ребенок бросает мяч и проговаривает свое предложение. Варианты предложений могут быть разные: Я думаю о том, чтобы … Я был (а) бы рад (а) … Я. мечтаю. Я надеюсь, что … Я уверен, что …. Я хочу…
В результате проведения игры, если вы видите, что ребенок о школе не имеет представления, что у него не возникает интереса к школе, необходимо подумать о формировании мотивационной готовности будущего первоклассника.
Следующий важный компонент – волевая готовность.
У ребенка формируется комплекс волевых качеств, без которых он не сможет выполнять задания учителя, отвлекается на уроке, не доводит до конца начатое дело. Важно чтобы будущий первоклассник мог сосредоточенно выполнять какое-либо задание (писать, рисовать, лепить, читать и др.).
Выполнение упражнений и заданий способствуют развитию и совершенствованию всех звеньев системы произвольной саморегуляции ребенка. Большую эффективность имеет конструирование.
Можно начать с обучение с выполнения задания по образцу. Можно предложить образец уже готовой постройки, которую ребенок может сделать из предложенных деталей. Нужно предложить деталей больше, чем необходимо для выполнения задания, чтобы дошкольник научился правильно выбирать детали, соотнося их поцвету, форме, размеру.
Необходимо предложить ребенку рассмотреть, ту постройку, которую ему необходимо будет собрать. Посмотрите, чтобы ребенок выполнял задание в соответствии с образцом – то есть необходимо прийти к цели.
Надо выполнять последовательность действий (алгоритм).
Выполнение программы реально, если ребенок смог выделить условия деятельности: размер, цвет блоков конструкции, форму.
Выполняя работу, ребенок может исправлять свои действия, то есть постоянно сверять полученные результаты с образцом.
Когда ребенок закончит работу, посмотрите, как его поделка соответствует оригиналу. В случае, если ребенок сделал ошибки на каком-либо этапе работы, разберите с ним причины этих ошибок.
Дошкольник, идя в школу, приходит в коллектив новый. Ему придется наряду с освоением для него роли ученика найти свое место в классе.
Качества, от которых зависит умение ребенка вступать во взаимоотношения с другими детьми, относятся к третьему компоненту – социально-психологической готовности к школе.
Умственная готовность - очень важный компонент. В неё входят: восприятие, наблюдательность, мышление, память, формирование представления о пространстве и времени, о растительном и животном мире, об общественных явлениях. Поговорив с дошкольников, определите, знакомы ему понятия: «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между», разбирается ли в отличии «вчера», «сегодня», «завтра». С помощью беседы, выясните, что знает дошкольник о явлениях природы, о жизни нашего общества. Поговорите о предмете, который имеет сложное строение, понаблюдайте, может ли он внимательно его рассматривать, выделять отдельные детали и словесно его описать. Так можно определить особенности восприятия дошкольника. Обратите внимание, умеет ли он делать выводы.
Большую помощь в развитии логического мышления окажут упражнения:
«Четвертый лишний» : задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех. (для этого упражнения удобно использовать карточное лото).
Придумывание пропущенных частей рассказа (начало события, середина или конец). Составление рассказов имеет огромное значение для развития речи ребенка, обогащения его словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию. На это же направлена игра «Говори наоборот», в которой взрослый произносит какое-либо слово и просит ребенка тоже назвать слово, но только с обратным смыслом, например: толстый – тонкий, горячий – холодный, огонь – вода;
Используйте разные Головоломки, спички, палочки!
Умение учиться – следующий компонент психологической готовности к обучению в школе. Он включает умение слушать и слышать взрослого, подчиняться его указаниям, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать ее.
На развитие слухового восприятия направлены следующие задания :
угадать откуда идет звук; составить рассказ по звукам, которые произносит ведущий; угадать, чей это голос, чьи шаги.
Дошкольник оценивает свою деятельность, когда может ответить на вопросы: «Что ты будешь делать?», «Как ты будешь это делать?», «Какие тебе предметы понадобятся?», «Как ты сделал – хорошо или плохо?».
Можно сделать вывод, что психологическая готовность к школьному обучению не возможно определить по умению ребенка читать или писать. Имеются и простые способы определения психологической готовности к школьному обучению, которыми можно воспользоваться для своевременной и правильной подготовки к школьному обучению.
Для того, чтобы ребенок с удовольствием ходил в школу, говорите о школе только положительно, не критикуйте учителей никогда.
Нельзя обвинять учителей в неиспользования индивидуальной работы.
Соблюдайте режим дня, интересуетесь жизнью ребенка в школе, читайте сами, читайте вместе с ребенком.
Если в школе ребё нок столкнулся с негативным к себе отношением:
помогите ему поверить в свои силы!