Ольга Шалимова
Консультация для родителей «Как понять своего ребенка?»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема общения, его роль, в формировании личности ребенка. Нашей задачей является предупреждение нарушений внутрисемейного общения для благоприятного развития личности ребенка. Ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношения к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка не достаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутри личностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно. К дошкольному возрасту у ребенка уже имеется опыт общения с взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Для этого можно использовать игру, учитывать ее значение для дошкольника, и подтвердить формирующую и корригирующую роль игры для личности ребенка при возникновении конфликтов в общении со взрослыми и сверстниками. В осмыслении психологов, в которых отражен опыт использования игры в детских группах. Игры рассчитаны на период дошкольного возраста. С их помощью решаются задачи взаимопонимания детей и взрослых, развиваются навыки общения со сверстниками,корригируются типичные эмоциональные и личностные нарушения в дисгармонии отношений (страх, тревога, игры помогают в адаптации детей к дошкольному учреждению. Выдающиеся представители отечественной психологии отмечают, что приобщение ребенка к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом, происходит не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и от особенностей взаимоотношений, складывающихся при этом у ребенка с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования личности.
Публикация «Консультация для родителей „Как понять своего ребенка?“» размещена в разделах
Общение - есть процесс взаимодействия конкретных личностей,определенным образом отражающих, относящихся и воздействующих друг на друга. Еще до рождения ребенка между взрослыми складывается определенный стиль общения,который будит проецироваться и на отношения, и на тип воспитания, применяющихся к нему (авторитарный, демократический, промежуточный).Очень важно для развития будущей личности ребенка, чтобы в семье существовало уважение, сопереживания, выдержка и доверие. Этому способу способствует демократический стиль отношения. Авторитарный стиль утверждает диктат в семье, отчужденность, враждебность, может стать причиной невроза у ребенка, развить негативность в характере: лицемерие, зависть и другое. Гиперопека препятствует становлению творческой независимости, ведет к чувствам тревоги и неуверенности в себе. С самого рождения ребенок постепенно овладевают социальным опытом через эмоциональное общение с взрослыми, через игрушки и предметы, окружающие его, через речь. Самостоятельно постичь суть окружающего мира это непосильная для ребенка работа, его первые шаги в социализацию совершает с помощью взрослого. В связи с этим возникает проблема общения с другими людьми. Исследования М. И. Лисиной показывает, что характер ребенка с взрослыми и сверстниками изменяются и усложняются на протяжении детства, и поэтому перед ребенком открываются новые возможности усвоения различного рода знаний и умений, что имеет значение для психического развития и формирование личности в целом. Именно в эмоциональных контактах у ребенка возникает желание поделится с взрослым своими чувствами и сопереживать ему, при аффективно-личностным связям между ними, которые могут формировать доброго отношения ребенка к людям, к окружающему миру и воспитывать уверенность в себе. Познавательная деятельность ребенка обращается на внешний мир и на самого себя, где ребенок требует внимания и признания со стороны взрослого. Период с года до трех ребенок хочет,чтобы взрослые с ним включались в занятия с предметами и принимали участия в их делах, и предметное действие ребенка становится совместным действием их вместе, в котором элементом содействия взрослого является ведущим. В рамках такой формы общения с взрослыми, действуя по его образцу, в условиях делового сотрудничества с ним, дети и овладевают речью. Возникновение стремления к самостоятельности означает одновременно появление новой формы желаний,непосредственно не совподающихся с желаниями взрослых что подтверждается настойчивым «Я ХОЧУ».К 3 годам у ребенка возникает потребность действовать самостоятельно, без помощи взрослых и самому преодаливать трудности даже те которые еще ему недоступны. Это выражение в словах «Я САМ. Есть противоречия между «хочу» и «надо» может ребенка ставить перед выбором который вызывает перенапряжения, противоречия в поведениях, приводя к кризису трех лет. Взрослый в такой период должен разумно корректировать такое общение.
Эмоционально-практическое общение со сверстниками способствует развитию личностных качеств, как свобода (независимость) Где в свою очередь позволяет ребенку видеть свои возможности,помогает становления самосознания, развитию эмоций. В период дошкольного детства (3-5 лет) у ребенка наблюдается новая форма общения с взрослыми, которая характеризует сотрудничество в познавательной деятельности, в свою очередь идет отношение родителей к успеху и не удачам ребенка в различных областях, способствует формированию самооценки и притязание на признание. В период (4-5лет) формируется ситуативно-деловая форма общения со сверстниками, является в дошкольном возрасте сюжетно- ролевая игра, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается сравнительно устойчивый внутренний мир, дает основания назвать ребенка личностью и способна к дальнейшему развитию и совершенствованию. Взаимоотношения взрослых начинаются обыгрываться детьми, для них важно сотрудничество друг с другом, установление ролей, правил поведения. В таком общении ребенок быстро стремится стать объектом интереса и оценки своих товарищей, утвердится в своих лучших качествах, возникает потребность в признании и уважении ровесника. В период (5-7лет) наблюдается форма общения – внеситуативно-личностная, где ребенок хорошо воспринимает замечания и указания взрослого, что является благоприятным условием для воспитания и подготовки к школе. Но и сам дошкольник постепенно подходит к осознанию себя как субъекта взаимоотношений.
Каждый ребенок занимает в группе свое положение, которое выражается, как к нему относятся сверстники. Степень популярности, которой пользуется ребенок зависит от многих причин : знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими людьми, внешностью и т. д. Характер складывается между детьми в связи с игрой, в зависимости от особенностей поведения «вожаков» в зависимости какими путями добиваются своих требований (договариваясь или прибегая к физическим мерам, улаживая).
Литература
1) Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. - 1966.- №6
2) Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М. : Педагогика, 1986
3) Лысюк Л. Г. Различные планы взаимоотношений детей в игровой деятельности. - Дис. канд. псих. наук.