Поперёкова Анна Сергеевна
Консультация для родителей «Как помочь ребёнку 2–3 лет начать говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители)
и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они
разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и
зависят успехи малыша в усвоении языка. Так же большое значение для
развития речи ребенка имеет жизненная обстановка, в которой он
воспитывается, отношение окружающих взрослых, уход, воспитательные
воздействия и собственная активность ребёнка в различных видах деятельности.
В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в
Публикация «Консультация для родителей „Как помочь ребёнку 2–3 лет начать говорить“» размещена в разделах
последующие годы. Задачи родителей в этот период : помочь детям овладеть
родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки.
Речь взрослого должна быть небыстрой, четкой и простой.
Для развития речи ребенка до 3 лет следует соблюдать несколько несложных
правил:
1. Общаться с ребенком. Чем больше Вы будете разговаривать с малышом, тем
больше знаний он приобретет (к концу 2 года в активном словаре ребенка
присутствует около 300 слов, а к концу 3 года – до 1500). Как можно чаще
обращайтесь к нему с просьбами («Принеси мне…», «Посмотри, кто пришел и
скажи мне…», «Найди, где лежит…», просто постарайтесь поддержать разговор
на интересную для ребенка тему («С кем ты сегодня играл?», «Кто принес такую
красивую игрушку?», «Кто там побежал, котик или собачка?», даже обычное
поручение будет способствовать развитию малыша («Отнеси маме», «Возьми
чашку», «Спрячь в коробку»). Очень важно во время бесед учить ребенка
обязательно отвечать на Ваши вопросы и верно выполнять простые инструкции.
2. Совместные игры. Сопровождать свои действия словами, закреплять знания о
различных предметах, признаках предметов (цвет, форма, размер, действиях и
явлениях («Вот кукла. Она красивая. На ней одето яркое платье, аккуратно
завязан бантик. Кукла проголодалась. Ей нужно сварить суп…»)
3. Рассматривать разные предметные и сюжетные иллюстрации в книгах и
журналах, учить слушать и понимать несложные рассказы по картинкам.
4. Расширять кругозор ребенка. Обращать его внимание на детали: у кошки –
ушки, лапки, хвостик; у машины – кузов, колеса, кабина, у чайника – носик,
ручка и и т. д. Упражнять в умении соотносить собственные движения и
действия с игрушкой со словом («Попрыгай, как лягушка», «Зайка танцует»)
5. Развивать фонематический слух (различать на слух сходные по созвучию
слова с опорой на картинки, речевой слух (обозначать средствами
звукоподражания и словами знакомые предметы и объекты (часы — тик-так;
поезд — ту-ту)
6. Отвечать на вопросы ребенка. Если у ребенка будет интересный собеседник в
лице родителя, стремление узнать мир и познакомиться с чем-то новым никогда
не пропадет.
Предложенные ниже речевые игры помогут Вам с пользой проводить время!
Чистоговорки на тренировку различных звуков.
А-А-А - одеваться нам пора.
Ан-Ан-Ан - у передника карман.
Ат-Ат-Ат - у меня халат.
Аф-аф-аф – купили шкаф.
Ба-ба-ба – в лесу стоит изба.
Бе-бе-бе – сидит кошка на трубе.
Бу-Бу-Бу – кошка просится в избу.
Би-Би-Би – кошка, громко не кричи!
Ва Ва Ва - у футболки рукава.
Ву-Ву-Ву – лови сову.
Ви-Ви-Ви – всех ребят зови.
Га-Га-Га - в ступе – бабушка. Яга.
Га-Га-Га - у меня два сапога.
Да-Да-Да - в кране кончилась…
вода.
Ду-ду-ду – домой пойду.
Ды-ды-ды – попей воды.
За-За-За! - на лугу стоит… коза.
У-У-У - бантик повяжу коту.
О-О-О - надеваю я пальто.
Ом-ом-ом – строим дом.
И-И-И - одеваю сапоги.
Ы-Ы-Ы - разорвал Максим штаны.
Ки-Ки-Ки – пирогов нам напеки.
Ок-ок-ок – румяный пирожок.
Ка-Ка-Ка – кто хочет пирожка?
Ке-Ке-Ке – пирожок держи в руке.
Ма-Ма-Ма - одеваюсь я сама.
Мы-мы-мы – ждем зимы.
Ми-ми-ми – меня за руку возьми.
Му-му-му – в руки сумку я возьму.
Но-но-но – у нас темно.
Не-не-не – подойди ко мне.
Ны-ны-ны – идут слоны.
Фу-Фу-Фу - много кофточек в
шкафу.
Ха-ха-ха – поймал петуха.
Ух-ух-ух – летит пух.
Ё-Ё-Ё - это платьице моё
Са-са-са – у сосны стоит лиса.
Си-си-си – мы едем на такси.
Та-та-та – поймай кота.
Дыхательная гимнастика:
Петушок
Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.
(И. П. встать прямо, ноги врозь, руки
опустить.
1. Поднять руки в стороны (вдох)
2. Хлопнуть руками по бедрам
«Ку-ка-ре-ку» (выдох)
Часики
Часики вперед идут,
За собой нас ведут.
И. П. стоя, ноги слегка расставлены
1. Взмах руками вперед «Тик» (вдох)
2. взмах руками назад «Так» (выдох)
Ушки И. П. стоя.
Ушки слышать все хотят 1. Наклон головы вправо –
Про ребят и про зверят сильный вдох
2. Наклон головы влево –
произвольный выдох
Ветер
Сильный ветер вдруг подул
И снежинки с куртки сдул.
И. П. стоя. Сделать полный выдох
носом, втягивая в себя живот
1. Сделать полный вдох, выпячивая
живот
2. Задержать дыхание на 3-4 сек.
3. Сквозь зажатые губы с силой
выпустить воздух несколькими
отрывистыми выдохами
Упражнения для губ
Смешная песенка
Скажите ребенку: «Смешную песенку я знаю и на губах ее сыграю». Теперь
покажите, как можно указательным пальцем перебирать по губам, произнося
при этом звук, похожий на «Б-Б-Б.» (Движения пальца — сверху вниз.) Ребенок
тут же захочет сам исполнить эту смешную песенку.
Расческа
Скажите ребенку, что у вас во рту есть необыкновенная расческа и сейчас вы
будете причесываться. Сначала слегка прикусите нижнюю губу и несколько раз
поскоблите ее верхними зубами, как бы причесывая. Затем прикусите верхнюю
губу и несколько раз поскоблите ее нижними зубами.
Предложите ребенку «причесать» свои губки.
Спрячь губки
Предложите ребенку «спрятать» губки. Покажите, как это можно сделать:
подогнуть губы и втянуть внутрь. Покажите, как удерживать губы в таком
положении, слегка прикусив их зубами.
Пусть малыш тоже «спрячет» свои губки
Упражнения для языка
Любопытный язычок
Скажите малышу, что язычок очень любопытный — ему дома не сидится, он все
время хочет выглянуть изо рта. Сами сложите губы в улыбку, а зубы неплотно
сомкните и покажите ребенку, как язык протискивается наружу между зубами —
верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка. Предложите малышу
повторить это упражнение.
Накажем непослушный язычок
Скажите ребенку, что язычок провинился. Он вышел один, без разрешения, на
улицу, и теперь придется его наказать. Продемонстрируйте упражнение.
Сначала высовывайте изо рта язык, слегка покусывая его по всей длине от
кончика, а затем втягивайте язык в рот, также покусывая. При выполнении этих
движений нужно произносить звуки: «Та, та, та.» Предложите малышу
повторить упражнение.
Упражнения для нижней челюсти, губ и щек
Улыбка (статическое артикуляционное упражнение)
Игра подготовит губы ребенка к произнесению звуков И, С, 3.
Широко улыбнитесь, обнажив сомкнутые зубы (положение губ, как при
произнесении звука «И»). Прикус естественный: нижняя челюсть не должна
выдвигаться вперед. Попросите ребенка улыбнуться в ответ и удержать губы в
улыбке 2—5 секунд.
Расскажите стихотворение: Улыбнись мне поскорей.
Тяни губки до ушей!
Колечко (статическое артикуляционное упражнение)
Скажите малышу, что умеете делать колечко: вы открываете рот, округлив губы
рупором, и вытягиваете их вперед (положение губ, как при произнесении звука
О). Удержите губы в таком положении 2—5 секунд
и спросите, сумеет ли он сделать такое же колечко.
Расскажите стихотворение: Губки круглые сложи
И колечко покажи.
Малыш плачет (динамическое артикуляционное упражнение)
Скажите малышу, что, когда маленький ребенок плачет, он кричит: «УА-УА!», а
затем произнесите это звукоподражание. Попросите ребенка повторить эти
движения губами. Менять положение губ нужно 2—5 раз подряд.
Шарик (статическое и динамическое артикуляционное упражнение)
Покажите, как можно надуть щеки и удерживать их в таком положении 3—
5 секунд. Если ребенку не удается повторить, предложите ему просто дунуть, а
губы крепко прижать ладонью. В результате щеки надуются. Удерживать щеки в
таком положении надо в течение 2—5 секунд. Затем покажите, как поднести к
щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам. «Шарик» лопнет, а воздух, издав
звук, выйдет наружу.
Расскажите стихотворение: Шарик надувай,
Воздух выпускай.
Часики (динамическое артикуляционное упражнение)
Высуньте изо рта длинный и тонкий как жало язык. Совершайте им движения из
одного угла рта к другому и обратно. Скажите малышу, что так же качается
маятник у часов. Затем попросите ребенка показать его «часики» (4-8 раз). При
выполнении упражнения произносите: «Тик-так, так-так.», задавая темп
движений.
Качели (динамическое артикуляционное упражнение)
Высуньте изо рта язык. Совершайте им движения вверх-вниз, стремясь
дотянуться то до носа, то до подбородка. Скажите малышу, что так язычок
качается на качелях. Теперь предложите ребенку покачать на качелях его язычок
4—8 раз.
Следите за тем, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась неподвижной. При
выполнении ребенком упражнения произносите слова: «Вверх-вниз, вверхвниз.», задавая темп движений.
Обезьянка и банан (статическое и динамическое артикуляционное упражнение)
Расскажите малышу, что обезьяна очень любит бананы. «Вот она откусила
кусочек банана и спрятала его за щеку», — кончиком языка оттопырьте правую
щеку и останьтесь в таком положении в течение 3—5 секунд. Теперь предложите
малышу самому изобразить, как обезьяна прячет за щекой банан. Затем
покажите, как обезьянка спрятала кусочек банана за другой щекой, —
оттопырьте языком левую щеку.
Теперь попросите ребенка спрятать «банан», а вы постараетесь отгадать, за
какой щекой он окажется.
Расскажите рифмовку: У нашей обезьяны
За щекой бананы.
Лошадка (динамическое артикуляционное упражнение)
Покажите малышу, как можно изобразить скачущую лошадку: нужно
приоткрыть рот, присосать широкий кончик языка к твердому нёбу за верхними
зубами, а затем со щелчком оторвать его. Сначала цокайте медленно, а затем
быстрее и быстрее.
Предложите малышу «поскакать на лошадке» вместе с вами.
В процессе выполнения артикуляционного упражнения «Лошадка» можете
согнуть руки в локтях, сжать их в кулаки и слегка покачивать руками, изображая
всадника, держащего в руках вожжи.
Расскажите стихотворение: Скачем на лошадке
По дорожке гладкой.