Колесникова Ирина Юрьевна
Консультация для родителей «Как помочь детям в семье жить дружно»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ
«Детский сад № 149»
«Как помочь детям в семье жить дружно»
Консультацию подготовила воспитатель
Колесникова И. Ю.
Ярославль 2018
Публикация «Консультация для родителей „Как помочь детям в семье жить дружно“» размещена в разделах
Все мы с вами сталкиваемся периодически с ситуацией, когда наши дети (брат с сестрой или сестра с сестренкой и т. д.) ссорятся, не могут поделить игрушки или нашу любовь. Дело доходит до скандалов, криков, слез, и обид. И что делать в таких случаях. Как достучаться до своих любимых чад, чтоб они услышали нас, а главное - поняли. И как нам, родителям, вести себя в такие моменты, когда ребенок не слышит уже вокруг никого: ни себя, ни своего обидчика, ни нас, родителей. Как рассудить,какие слова подобрать чтоб не обидеть никого из детей и найти правильное решение.
Многие из нас,бывает, срываются, когда видят как брат с сестрой в своих спорах доходят до криков, драк и не хотят ничего понимать. Зачастую мы можем отшлепать,накричать, закрыть обоих в комнатах, чтоб подумали над своим поведением. Но нам, взрослым, надо понимать, что в такие минуты мы не воспитываем своих детей. Нет. Мы просто прекращаем прямо сейчас неприемлемое поведение грубым, но действенным способом. Решает это проблему-нет.
Давайте рассмотрим некоторые конфликтные ситуации и возможные пути их решения
Конфликт Возможные пути решения
Дети ссорятся из-за того что кому то из них что-то больше досталось Вместо того чтобы стремиться к равному распределению
(вот вам по два блинчика) –сосредоточьтесь на индивидуальных потребностях каждого из детей
(тебе добавить еще один блинчик, ты голоден)
Дети спорят кого больше любят родители Вместо того чтобы говорить об одинаковой любви к детям
(я сто раз говорила вам, что люблю вас одинаково)- покажите ребенку, что любите его по особенному ( каждый из вас для меня особенный: ты моя единственная, ни у кого нет такой улыбки. Я так рада, что ты моя дочь. И ты мой единственный, ни у кого нет таких мыслей и чувств. Я так рада что ты мой сын.
Ребенок обижаются на то что именно ему меньше достается внимания и времени от вас, чем его сестре При равном распределении времени кто-то чувствует себя обделенным (не допускайте, чтоб ребенок слезами и капризами добивался своего) - уделяйте детям время соответственно их потребностям (Ты прав. Я уделила твоей сестре много времени, потому что ее день рождения очень важен для всей нашей семьи. Когда у тебя будет день рождения, я тоже уделю тебе больше времени)
Дети кусаются Не уделяйте время «агрессору» (что здесь происходит, ты укусила свою сестру) – уделяйте время пострадавшему ребенку (она тебя укусила, дай посмотреть, тебе больно? Объясните ребенку, который укусил, что люди не кусаются и что надо научиться просить того чего хочешь- словами)
Вместо того чтобы воспринимать ребенка как «агрессора» - ему нужно помочь воспринимать себя как цивилизованного человека
Вместо того чтобы воспринимать ребенка как «жертву» -
Научите его постоять за себя
Периодически мы сталкиваемся с проблемой, когда дети дерутся и нам, взрослым, необходимо вмешаться, но с пользой.
Памятка
Как справиться с драчунами
Первый уровень: нормальное поведение
1. Не обращайте внимания, думайте о предстоящих выходных,например.
2. Скажите себе, что детям нужно учиться самостоятельно разрешать конфликты.
Второй уровень: ситуация накаляется, вмешательство взрослых может быть полезно.
1. Подтвердите их право на гнев.
«Похоже, вы злитесь друг на друга»
2. Сформулируйте точку зрения каждого ребенка.
«Я вижу, что ты, Лена, хочешь играть с котенком, потому что он сидит у тебя на коленях. А ты, Саша, считаешь, что сейчас твоя очередь»
3. Опишите проблему с уважением.
Это сложная ситуация: двое детей и только один котенок.
4. Выразизите уверенность в том, что дети способны найти решение самостоятельно.
«Я уверена, что вы сможете найти справедливое решение, которое устроит вас обоих….и котенка, конечно.
5. Выйдите из комнаты.
Третий уровень: ситуация становится потенциально опасной
1. Все выясните.
«Это игра или настоящая драка?» (Игра позволена, драка запрещена)
2. Дети должны знать
«Играть можно только с взаимного согласия»(Если это забавно не для двоих, игру нужно прекратить)
3. Уважайте чувства детей
«Может быть вы и играете, но на мой взгляд, слишком жестко. Найдите себе другое занятие».
Четвертый уровень: ситуация явно опасна, вмешательство взрослых необходимо
1. Опишате то, что видите.
«Я вижу двух обозленных детей, которые собираются побить друг друга».
2. Разделите детей
«Вам нельзя быть вместе. Нам всем нужно успокоиться. Быстро: ты в свою комнату, а ты-в свою!»
Нам, родителям, важно показать ребенку, что мы всегда рядом и всегда поможем разобраться в конфликте, проблеме, ситуации. Показать, что наша связь с детьми полна любви и заботы, а не насилия и страха. Задача сложна, но выполнима. И тут в дело должна идти любая возможная помощь- книги, тренинги, общение с другими родителями, консультации психолога- все что может помочь, что будет поддерживать и утешать. Нашим детям будет уже легче растить своих, если их образ внутреннего родителя-наш образ-окажется поддерживающим и заботливым. Оно того стоит!
P.S. Данный материал может быть также использован на родительском собрании в форме деловой игры, мозгового штурма и т. д.
Используемая литература:
1. «Братья и сестры. Как помочь вашим детям жить дружно» авт. А. Фабер и Э. Мазлиш. Изд. Филиал «Ульяновский дом печати» Ульяновск 2014
2. «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка» Авт. Л. Петрановская Изд. АСТ Филиал «Ульяновский дом печати» Ульяновск 2017