Светлана Попкова
Консультация для родителей «Как объяснить ребёнку слово «нельзя»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей : "Как объяснить ребёнку слово "нельзя""
Казалось бы, простое слово «нельзя», но когда смотришь на маленького ребенка, сложно представить, каким образом ему донести, что оно означает.
Публикация «Консультация для родителей „Как объяснить ребёнку слово „нельзя“» размещена в разделах
Девочки и мальчики до 3-х лет мыслят при помощи образов и собственного опыта, поэтому объяснять необходимо исходя из их возможностей. Применение «нельзя» должно идти в сцепке с поясняющим словом, которое говорит, почему действие запрещено (нельзя – горячо, больно, опасно).
Объяснять каждый запрет доступно для ребенка. Запрещая что-либо крохе, родители провоцируют его любопытство, не зря говорят «запретный плод сладок», поэтому каждый раз, когда вы что-то запрещаете, объясните причину. Покажите наглядно, что может произойти. Расскажите историю или сказку, которая подтверждает ваши слова.
Еще до года детям стоит показать, что таят за собой слова, обозначающие ощущения на реальных предметах, после чего использовать их вместе с запрещающим словом. Горячо удобно показывать на батареях отопления, легким и быстрым прикосновением к пламени свечи, опасно — передается выражением лица мамы – испуг или взволнованность, слово больно нужно употреблять, когда малыш падает или плачет из-за неприятных ощущений.
Зная слова для обозначения этих ощущений и понимая, что слово «нельзя» относится к ним, запрет будет восприниматься в правильном направлении. Ребенок будет видеть логическую связь между действием и последствием. Если до года вы освоите основные «нельзя», то в старшем возрасте будет проще расширять этот список.
После года можно начинать использовать запреты на некоторые действия, при этом дети могут по-разному на это реагировать. Некоторые проявят удивление и внимательно на вас посмотрят, желая понять причину употребления запрещающего слова.
В другой ситуации «нельзя» может вызвать капризы, слезы или настойчивое требование разрешить. Особенно ярко такие способы добиваться желаемого употребляют трехлетние дети. Если вы четко уверены в необходимости запрета, то не поддавайтесь на манипуляции, стойте на своем.
Слово «нельзя» нужно употреблять очень редко.
Психологи рекомендуют делать это не более 3 раз в день. Слово «нельзя» можно заменить на фразы «можно только», «стоп» (строгая интонация) и т. п.
1. Частицу НЕ нужно исключить из своей речи.
Дети не воспринимают частицу НЕ. Родители говорят : «не трогай», а ребенок слышит: «трогай». Нужно приучить себя заменять фразы – отрицания позитивными утвердительными выражениями.
2. Вместо запретов нужно объяснять ребенку свою позицию.
Говорите о своих эмоциях, рассказывайте, почему так поступать плохо, рассказывайте о последствиях. Делайте это спокойно. Самое главное, объяснять тогда, когда ребенок спокоен. Лучше присесть к малышу или взять его на колени. Важен зрительный контакт. Перед тем как начать рассказывать, привлеките внимание так, чтобы ребенок смотрел вам в глаза.
3. Дайте ребенку право выбора.
Например, ребенок хочет шагнуть в лужу. Реакция мамы: «Соня, стой! По лужам мы ходим только в сапогах. Выбирай: пойдем домой обувать сапоги или побросаем в лужу камушки? Смотри как здорово!»
4. Определите для себя абсолютные запреты – ТАБУ.
В семье должен быть список запретов. Это то, что нельзя ни при каких обстоятельствах. Если один раз нельзя, значит нельзя без исключений.
5. Обезопасьте свою квартиру.
Это позволит исключить часть запретов (розетки закрыть заглушками, убрать вещи наверх