Светлана Курносова
Консультация для родителей «Как научить ребёнка любить литературу»
Как научить ребёнка любить литературу
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №116 комбинированного вида»
Консультация для родителей «Как научить ребёнка любить литературу»
Выполнила воспитатель Курносова С. А.
Что такое литературный вкус? Целесообразно ли говорить о нём в дошкольном возрасте? Уверены: формировать представление о прекрасном, учить чувствовать слово, наслаждаться им необходимо с раннего возраста.
Публикация «Консультация для родителей „Как научить ребёнка любить литературу“» размещена в разделах
Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место.
Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни.
Известно, что дошкольное детство _ определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до шести лет ребёнок с интересом познаёт окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг.
В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребёнка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладевать речью – ключом к познанию окружающего мира, природы, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребёнком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.
Дошкольники уже в 3-4 года отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться из рамки той среды, которая их окружает. Главный их помощник в этом - книга. К общению с ней они уже готовы: эмоционально реагируют на услышанное, улавливают и различают различные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им. Наиболее активно они воспринимают малые жанры фольклора (потешки, прибаутки, песни игрового характера, сказки, стихи. Знакомство детей со стихотворными текстами целесообразно проводить на занятиях, а также во время прогулки, одевания, умывания, кормления. При этом все дети вместе со взрослыми разыгрывают сюжеты стихотворных произведений, прислушиваются к звукоподражаниям, созвучиям, рифмам.
Читательские интересы дошкольников постарше более разнообразны: им нравятся книги о животных, природных явлениях, детях, описаниях игровых и бытовых ситуаций. Главная ценность данного возраста- высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать. С волнением следить за развитием сюжета, ждать счастливой развязки, поэтому мы и говорим о возможности и необходимости формирования художественного вкуса с раннего дошкольного возраста. Особенно актуально это для нашей действительности, когда прилавки магазинов и киосков завалены яркими, броско иллюстрированными книжками для дошкольников. Но содержательная их сторона, к сожалению, часто примитивна и не только не прививает вкус, а наоборот, обедняет духовный мир ребёнка, не развивает эмоционально-окрашенную, образную речь.
Важнейшей задачей воспитателя и родителей становится отбор художественных произведений, которые действительно способствуют формированию литературного вкуса.
В последнее время появилось много обработок известных детских произведений, поэтому выбирая ту или иную обработку, необходимо руководствоваться следующими правилами.
• Целесообразность использования данного произведения в детской аудитории.
• Его принадлежность к подлинному искусству.
• Художественность иллюстраций и их соответствие содержанию литературного произведения.
Читательский кругозор дошкольника необходимо расширять, знакомить его с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической и зарубежной литературой. Чтобы заниматься развитием литературного вкуса ребёнка, воспитатель и родители должны быть начитанными людьми с развитым эстетическим вкусом и чутьём.
Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребёнка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребёнка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определё нные правила: чётко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдая паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребёнка. Не секрет, что монотонное, однообразное чтение или чтение с запинками вряд ли будут слушать даже взрослые. Какими бы интересными ни были читаемые произведения. Целесообразно выбирать небольшие по объёму произведения, с динамичным сюжетом, повторами. Что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста.
Использование иллюстративного комментария при чтении вслух малышам небольших по объёму произведений обязательно. Взрослый читает вслух художественный текст. Ребёнок показывает предметы и героев, изображённых на иллюстрации к книге. При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображение животных, людей, предметного мира максимально реалистично. Старшим дошкольникам можно предложить нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет. Такая работа способствует развитию не только художественного вкуса, любви к чтению книг, но и творческих способностей, фантазии, воображения.
По литературным произведениям можно устраивать спектакли, драматизации, игры с куклами. Кукольный спектакль поможет ребёнку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия. Художественное слово необходимо включать в повседневную жизнь ребёнка. Например, надевая варежки ребёнку можно обыграть стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?»
Дошкольники очень любят сопровождать чтение игровыми действиями. Ребёнок способен слушать понравившееся произведение многократно, сохраняя непосредственность эмоционального переживания. Этому способствует эмоциональная включенность в процесс чтения самого взрослого, который занимает позицию зрителя или участника событий.