Ольга
Консультация для родителей «Как научить ребенка рисовать»
▼ Скачать + Заказать документы
Как научить ребёнка рисовать
Многие родители мечтают о том, чтобы их ребёнок имел хороший вкус, видел и ценил красоту окружающего мира и умел хорошо рисовать. Но нередко мамы и папы сами далеко не художники и попросту не знают, как научить своих детей рисовать. Подсказываем, с чего начать и на что обратить особое внимание.
Когда начинать занятия рисованием?
Публикация «Консультация для родителей „Как научить ребенка рисовать“» размещена в разделах
Первые уроки можно проводить сразу после того, как малыш научился сидеть, то есть где-то после полугода. Нужно лишь соблюсти одно правило: используемый художественный материал в первую очередь должен быть безопасен для ребёнка, так как в этом возрасте кроха ещё всё пробует на зубок. Поэтому на первых порах придётся ограничиться нетоксичными пальчиковыми красками.
Как правило, во все пальчиковые краски добавляют натуральное вещество с горьким вкусом. Попробовав его однажды, ребёнок вряд ли рискнёт повторить попытку.
Наиболее находчивые родители умудряются приспособить вместо красок продукты из холодильника: морковный сок, свеклу, варенье. В ход идёт даже детское пюре ярких цветов, например из брокколи или тыквы. Малыши не очень-то любят его есть, зато с удовольствием размазывают по столу и слюнявчику, создавая свои первые художественные творения.
А какие чудесные картины получаются из муки и манки! Главное – маме набраться терпения и морально подготовиться к уборке рабочего места юного дарования после окончания творческого процесса.
После года: учим правильно держать карандаш
После года, когда малыш перестаёт познавать мир через рот, ассортимент товаров для творчества можно значительно расширить.
Пробуйте разные варианты:
o акварель;
o гуашевые краски;
o карандаши;
o восковые и обычные мелки;
o фломастеры;
o пастель;
o пластилин;
o краски для аквагрима и рисования в ванной.
Задача родителей – познакомить чадо со всем арсеналом инструментов, а уж он пусть сам выберет, что ему ближе и интереснее.
В этом возрасте очень важно учить кроху правильно держать карандаш: тремя пальцами, а не кулачком, как он привык. Пора начинать знакомить детей с цветом, точками и фигурами, проводить вместе простые линии.
Советуем приобрести специальный детский мольберт и объяснить ребёнку, что рисовать нужно именно здесь, особенно если вы не большой ценитель детской живописи на обоях и стенах.
Также родителям наверняка понравится доска «пиши-стирай». На ней можно снова и снова рисовать и стирать свои творения и не бояться грязных ручек, испачканной одежды и мебели. Такая доска не занимает много места - она удобна в путешествиях и поездках.
После двух лет: время фантазировать
Примерно с двух лет стоит начинать учить ребенка закрашивать предметы в ограниченном пространстве.
На помощь придут:
o детские раскраски с героями мультфильмов;
o наборы для росписи различных предметов, фигурок и полюбившихся персонажей;
o деревянные заготовки;
o наборы для рисования песком.
Покажите ребенку, что для рисования подходят не только традиционные краски, но и пластилин. Вместо кисточек используйте любой попавшийся под руку материал: ватные палочки, губки для мытья посуды, нарезку из овощей (морковки, картошки и т. д., штампы.
Чтобы привнести немножко волшебства и магии, покажите юному художнику, что получится, если смешать разные краски или провести по бумаге свечкой, а потом закрасить рисунок.
После трех лет: учим рисовать поэтапно
Малыш уже уверенно держит карандаш и умеет рисовать простые фигуры и линии? Пора давать ему небольшие задания и инструкции. Например: рисуем кружок, а теперь лучики – получается солнышко, рисуем овал – тучку, а потом отрывистые линии – и вот уже закапал дождик.
Предложите ребенку дорисовать недостающие детали на картинке: котику – усики, на платье у мамы – горошек, ёжику - иголки. По мере взросления усложняем задания и рисунки.
Сейчас представлено множество книг и пособий с различными схемами и инструкциями, которые помогут научить поэтапно рисовать того или иного персонажа.
Для детей постарше существуют программы обучения рисованию на планшете, виртуальные уроки поэтапного рисования и наборы для рисования по номерам. В них собрана информация по технике и основным приемам. Малыши узнают, как правильно писать портреты, пейзажи и натюрморты, оттачивают мастерство и в конце концов демонстрируют потрясающие работы.
Со временем малыш начнет справляться даже со сложными картинками.
Напоследок хотелось бы дать мамам и папам несколько общих рекомендаций.
Советы родителям :
1. Надевайте одежду, которую можно пачкать. Подойдут старые потертые шорты и футболки либо просто тёмная одежда, которую легко постирать. Или, наоборот, разденьте малыша, или попробуйте надеть на него специальный фартук. Главное – ничего не должно вас стеснять и отвлекать от творческого процесса.
2. Позаботьтесь о подходящем рабочем месте. Это может быть детский маленький столик со стульчиком, удобный мольберт или стол на кухне. Желательно, чтобы там было много света и вода, чтобы умыться. Пол и дорогую светлую мебель, которую боимся испортить, застилаем плёнкой.
3. Не спешите учить рисовать : голубое небо, зелёную листву, жёлтое солнышко и белый снег. Дайте ребёнку время всё увидеть по-своему. Ведь небо не всегда голубое, а солнце совсем не жёлтое. Если внимательно присмотреться, то вы и сами увидите, что и снег бывает и голубой, и розовый, и даже чёрный. Но ваш малыш может этого не заметить, если с самого начала навязывать ему свое видение. Позвольте чаду остаться наедине с чистым листом.
4. Не критикуйте, ни в коем случае не исправляйте работы юного художника и не сравнивайте их с другими. Не бойтесь перехвалить ребёнка, ведь каждый рисунок — это частичка его души. Вывешивайте работы малыша на видном месте и устраивайте домашние вернисажи.
5. Рисунок – зеркало детской души. Простые вопросы: Что нарисовано на рисунке? Каким цветом кто нарисован? Что он делает? Какой он? — дадут возможность заглянуть в душу ребёнка и увидеть возможные проблемы.
Польза рисования для детей
Рисование — один из первых видов творчества у детей. С самого раннего возраста малыши берутся за карандаши, краски или подручные материалы и начинают водить ими по различным поверхностям. Постепенно линии становятся более чёткими, а рисунки более осмысленными. И этот творческий процесс очень важен для ребёнка.
Это прекрасное совместное занятие с ребенком, дополнительный источник положительных эмоций и обратной связи с малышом.
Рисование благотворно сказывается на развитии мыслительных процессов, воображения, речевых способностей, стимулирует координацию движения, мелкую моторику и готовит руку к письму.
Рисуя, ребенок учится анализировать и сравнивать предметы между собой, а пытаясь нарисовать что-то определенное, развивает память.
Как любое творчество — это возможность самовыражения. Маленькие дети не все и не всегда могут высказать словами. Краски и лист бумаги — отличный способ образно проявить свои чувства и эмоции.
Помимо прочего — рисование еще и один из способов познания мира для самых юных художников. Ребенок замечает, как он может управлять движением руки и карандаша, какие его действия оставляют следы.
Психологический аспект рисования у детей.
Дети учатся самовыражению через рисунки, получают психологическую разрядку: успокаиваются и умиротворяются.
Если ребёнок занимается систематически, то вырабатывается усидчивость, дисциплинированность.
Дети любят экспериментировать, придумывать, поэтому рисование — благоприятное занятие для развитие креативности.
Также развиваются точность зрения и наблюдательность.
Они учатся ощущать себя создателями чего-то необыкновенного, уникального, проявляют в своих рисунках собственное «Я». Что благотворно сказывается на самооценке.
Даже если ребенок не стремится стать художником, навыки, приобретенные в процессе рисования, обязательно пригодятся ему повседневной жизни.
Немного психологии детского рисунка
В последнее время появилось большое количество статей о том, как следует трактовать детский рисунок.
Например, считается, что если ребенок выбирает для своих рисунков желтый или оранжевый цвет — это говорит о том, что он оптимист и с интересом узнает все новое. А черный цвет на полотне юного художника сразу же вызывает озабоченность родителей — у ребенка депрессия, он подавлен.
Спешу Вас успокоить. Трактовать детские рисунки может только детский психолог и непременно с комментариями самого ребенка. Например, нарисованная маленькая фигурка ребенка на фоне больших взрослых не всегда будет означать, что ребенок чувствует себя униженным, возможно юный гений просто осваивает пропорции — он же видит себя рядом с родителями в зеркале.
Вышеупомянутый черный цвет и вовсе ничего не означает в рисунках детей до 5 лет. Считается, что до этого возраста у детей еще слабо развито цветовосприятие, просто они стараются использовать наиболее контрастные цвета.
Даже после 5 лет все не так однозначно — у ребенка могут быть положительные ассоциации с конкретным цветом. Красный будет напоминать любимое платье, а черный — папину машину.
Если что-то в рисунке ребенка Вам не нравится или вызывает опасения — лучше поговорить с детским психологом, а не надумывать разные ужасы.
Чем можно рисовать?
Рисовать можно чем угодно :
Карандаши, фломастеры — формируют правильную постановку руки, а раскрашивание мелких предметов способствует лучшей координации движений пальцев и кисти руки.
Восковые мелки — так же готовят руку к письму. Очень интересно комбинировать восковой мелок и краски — мелок не закрашивается акварелью и получается восковой рисунок на цветном акварельном фоне.
Краски — дают наилучшее представление о цветах, их смешивании, наибольшую свободу в выражении эмоций.
Blow-pen — специальные трубки с красящим элементом, при выдувании получаются капельки и брызги. Часто включают в себя и обычный фломастер. Помимо прочего еще и тренируют легкие.
Нетрадиционные средства — песок (в последнее время широко распространено рисование на стекле при помощи песка, различные крупы которыми можно рисовать как на столе, так и на листе бумаге, смазанном клеем. Перебирание мелких предметов лучше всего способствует развитию тактильных ощущений и мелкой моторики.
Пластилин — очень популярный в детских садах метод «рисования» — когда цветные кусочки пластилина вместо красок размазывают на рисунке. Стимулирует развитие мелкой моторики, развивает мышцы пальцев и кисти.
Одним из интересных методов для детского творчества является рисование штампами. Штампы можно вырезать из картошки, яблока, использовать вместо штампа губку или любые подручные материалы.
Можно и комбинировать различные средства в одном рисунке. Это создаст дополнительный простор для творчества и возможности сравнения особенностей разных инструментов.