Анна Аброскина
Консультация для родителей «Как играть с ребенком, если он не умеет проигрывать»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети должны играть: это их основная работа. Но некоторые категорически не умеют проигрывать — устраивают истерики, скандалят. Что с этим делать? Нельзя же совсем не играть в настольные игры?
Маленький ребенок совершенно не умеет проигрывать в настольные игры. Как научить его этому? То, что дети не умеют проигрывать и очень эмоционально реагируют на проигрыш в любых играх (будь то настольные, словесные или активные игры, — совершенно нормально. Это важный этап их личностного развития.
Обычно яркие реакции на проигрыш накладываются на кризис самоидентификации, так называемый кризис трех лет. В это время у ребенка особенно ярко выражена потребность в ощущении справедливости, а так как маленький человечек уверен, что он — центральная личность в этом большом мире, то его стремление всегда выигрывать абсолютно естественно.
В игре ребенок решает колоссальное количество задач. И когда он проигрывает, он боится быть не лучшим и нелюбимым. Надо помочь ему справиться с этим страхом.
Что можно и нужно делать
Хвалить ребенка не столько за результат, сколько за участие в игре.
Учить получать удовольствие не от результата, а от процесса — комментировать игру, обсуждать интересные моменты.
Отмечать, как здорово он играл и как вам было с ним классно и интересно. Вместе обсуждать ошибки и недочеты.
Обязательно после проигрыша говорить ребенку, как сильно вы его любите вне зависимости от его успеха.
Мягко показывать, что, даже несмотря на проигрыш, сегодня он играл лучше, чем вчера или в прошлый раз.
Говорить, что его достижения в игре очень важны, ведь играть полезно вне зависимости от результата.
Награждать ребенка значком, наклейкой или чем-то вкусным/приятным за участие в игре, чем бы она ни кончилась.
Говоря об играх и проигрыше, важно учитывать, что именно в такие моменты происходит формирование того или иного типа мотивации, который останется с ребенком на всю жизнь. Это будет либо мотивация достижения, либо мотивация избегания неудачи. И та, и та эффективна.
Еще один немаловажный момент: во время проигрыша ребенок учится переживать неудачи, понимать, что не всегда все дается сразу и что бывают барьеры на пути к достижению цели. Очень важно, чтобы ребенок научился проживать эти переживания. И лучше, когда он делает это вместе с родителем.
Главное — после каждой игры обязательно говорить ребенку: «Даже если ты сегодня проиграл, ты здорово играл и был в этой игре чуть лучше, чем вчера. Мы обязательно продолжим, и в следующий раз ты сыграешь еще лучше».