Марина Цепцура
Консультация для родителей «Как хорошо уметь читать»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые родители, предлагаем Вам консультацию логопеда "КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ!"
Сейчас все больше старших дошкольников еще до поступления в первый класс умеют читать. Но некоторые родители замечают, что их ребенок, который поначалу с большим желанием пытался читать, вдруг начинает упорно отказываться от этого занятия или выполняет с большой неохотой. А некоторым будущим школьникам навык чтения никак не дается. Как помочь ребенку легко научиться читать и затем не отбить у него охоту?
Публикация «Консультация для родителей „Как хорошо уметь читать“» размещена в разделах
Прежде всего взрослые должны учитывать готовность маленького ученика к овладению навыком чтения. Готовность можно определить по следующим признакам.
1. Ребенок активно интересуется буквами, старается их запомнить, ему интересно искать и находить знакомые буквы в текстах книг, во всевозможных надписях на улице.
2. Ребенок начинает внимательно вслушиваться в звучащие слова, выделять отдельные звуки в них, соотносить их с графемами (с буквами).
3. Ребенок пытается самостоятельно писать.
Но даже если ребенок и готов к чтению, то ему все равно требуется помощь взрослого.
Подготовка к чтению начинается с развития фонематического слуха, с умения слышать и выделять гласные и согласные звуки в слове. Именно к пяти годам созревают зоны мозга, отвечающие за фонетическое восприятие речи. А чтение - это сложный процесс, когда мы сначала анализируем слово, а затем, опираясь на графическое изображение звуков, которые мы слышим, собираем его вновь. Поэтому, когда мы начинаем учить ребенка читать слоги, минуя этап фонетическного разбора, наш маленький ученик никак не может сообразить, как сливаются согласный и гласный звуки. Это происходит потому, что без специальной подготовки он воспринимает слог как единое целое и не может разложить его на составляющие. Сегодня мы предлагаем вам несколько игр на выделение в словах гласных звуков. Их дети начинают выделять довольно рано. Наиболее легкие в определении звуки А, У, О, И. Написание их дети тоже, как правило, запоминают рано.
Игра 1 Кто ведущий?
Рассмотрите текст в любой книге с достаточно крупным шрифтом. Обратите внимание на то, что слова похожи на построившиеся в колонны спортсменов или на вагончики поезда, где первая буква как бы является ведущей. В каждом слове свой ведущий. Предложите ребенку отгадать эти буквы в словах, которые вы будете называть. Звуки надо обязательно интонировать: выделять голосом и протягивать. Вырежьте квадратики с буквами А, У, О, И и предложите ребенку подставлять ведущий звук в начало нарисованного ниже поезда. Гласный должен слышаться ясно или стоять под ударением. Избегайте слов типа огурец, овечка, где в безударной позиции слышится А.
Примерные слова: арбуз, утка, индюк, иголка, ослик, удочка, облако, улитка, усики, абрикос, альбом.
Если ребенок легко справился с этим заданием, называйте слова, в которых эти звуки стоят в конце, соответственно, буквы он должен подставлять в последний вагончик поезда. Называя слова, вы обязательно должны протягивать последний гласный.
Например: рыбка, тапки, зайка, белки, ручки, молоко, далеко, кенгуру, какаду.
Игра 2 Ушки на макушке
Наиболее сложным является умение выделить гласный в середине слова. Называйте изображенные на рисунках предметы, интонируя голосом гласный. Ребенок должен поместить нужную букву в квадрат, находящийся в середине полоски.
Постепенно побуждайте ребенка самостоятельно находить слова с различной позицией в слове и загадывать их вам.