Анна Радайкина
Консультация для родителей «Как бороться с драчуном?»
▼ Скачать + Заказать документы
Агрессивное поведение ребенка может стать серьезным поводом для огорчений родителей. Взрослым не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых наказание. Чаще всего ребенок бывает агрессивным из-за психологических проблем, с которыми он не справляется. При этом за агрессивным поведением могут стоять разные причины.
Публикация «Консультация для родителей „Как бороться с драчуном?“» размещена в разделах
Необходимо различать «агрессию» (разрушающее и враждебное поведение в отношении окружающих людей) и «агрессивность» (черту личности). Важно помнить, что не всегда агрессивное поведение ребенка обусловлено агрессивностью. Если Вы заметили признаки агрессии у своего ребенка, Вы немедленно должны ему помочь.
Признаки агрессии у детей : постоянно теряет контроль над собой постоянно пытается спорить, ругается со взрослыми постоянно отказывается выполнять правила постоянно специально раздражает людей постоянно винит других в своих ошибках постоянно сердится и отказывается сделать что-либо постоянно завистлив, мстителен чувствителен, резко реагирует на различные действия окружающих, нередко раздражающих его.
Анализируя ситуацию, задайте себе вопросы: Когда это началось? Как ребёнок проявляет агрессию? В какие моменты ребёнок проявляет агрессию? Что явилось причиной агрессивности? Что изменилось в поведении ребёнка с того времени? Что на самом деле хочет ребёнок? Чем вы реально можете ему помочь? Выясните причину и постарайтесь её устранить. Возможно, этого будет достаточно. Используйте приемы, ведущие к общему успокоению и активной созидательной деятельности.
Причины агрессивного поведения ребенка:
1)Запрет на физическую активность. Если поведение ребенка жестко контролируется, а попытки поиграть в шумные подвижные игры пресекаются, то это может стать причиной агрессивного поведения ребенка. Его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно. Совет: энергия ребенка обязательно должна найти выход. Поэтому активным детям совершенно необходимо предоставить возможность вволю набегаться и наиграться, не боясь проявления эмоций.
2)Реакция на запрет взрослых на ограничение личной свободы, на ситуацию, когда ребенок не получает то, что ему нужно. Совет: Объясните ребенку причину запрета. Если желание ребенка просто несвоевременно, можно предложить ему какой-нибудь компромисс ("мы сделаем это, но позже"). "Защитная агрессия". Если ребенок имеет негативный опыт отношений с людьми, он может заранее защищаться, стараясь предупредить ситуации, чем-то напоминающие ему то, что с ним уже было.
3)Требование внимания. Дети, на которых не обращают внимания, которые испытывают недостаток любви родителей (это и в благополучных семьях бывает, как бы говорят: "Ах, так? Ты меня не замечаешь? Ну, я тебе не дам о себе забыть!" Для них важен любой знак внимания, даже негативный. Негативное самовосприятие. «Я плохой, и я веду себя как плохой!» Но, ведя себя плохо, такие дети крайне болезненно реагируют даже на мягкую критику. Она звучит для них как "ты плохой". Совет: Одно из средств против этого - "я-сообщение". Нужно говорить не "ты меня убиваешь, когда так делаешь", а "мне очень плохо, когда ты так делаешь"; не "ты мешаешь", а "знаешь, всем детям плохо, когда ты шумишь". Реагировать не на личность, а на конкретный поступок и помочь ребенку это понять.
4) Социальное научение (пример взрослых, киногерои и т. д.). Ребенок, с которым жестоко обращались, может повторять эту поведенческую модель: "как обращались со мной, так я буду обращаться с другими". Если ребенок жил в семье, где постоянно дрались, кричали друг на друга, то он будет делать то же самое, уже находясь в другой среде. Если ребенок часто смотрит боевики, он усваивает пример всепобеждающего супермена, для которого не существует никаких законов.
5) Проявление жажды власти. Дети с нарушенными привязанностями, которые научились выживать, нападая на всех и нарушая все правила, вдруг понимают, что это очень приятно - быть главным, сильным, когда тебя все слушаются и все боятся. Совет: чтобы помочь такому ребенку, нужно завоевать у него авторитет. Значимыми для него являются справедливость и сила. Когда Ваш авторитет доказан, нужно уметь вовремя твердо сказать ребенку: "Я не позволю тебе этого делать".
6) Усталость. В силу разбалансированности нервных процессов, дети устают, их возбуждение начинает нарастать. От этого они устают еще больше, и дело кончается срывом. Совет: Если ребенок склонен к перевозбуждению, все подвижные игры прекращайте за 2 часа до сна. Полезен теплый душ и дневной отдых (особенно летом). Плохое самочувствие, переутомление. Очень часто агрессивная реакция бывает обусловлена текущей ситуацией, или ее предысторией. Чаще всего дети ведут себя агрессивно в те дни, когда они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на что-то или кого-то. Особо чувствительные и впечатлительные дети могут выдавать агрессивные реакции как следствие общего, а также нервного или эмоционального переутомления. Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха. Если вам кажется, что ваш ребенок проявляет повышенную агрессивность, обратите внимание не попал ли он под действие таких факторов, как уровень шума, вибрация, теснота и высокая температура воздуха.
Как можно помочь агрессивному ребенку
1)Не надо кричать или наказывать малыша за проявление гнева, так как крик и запрет очень неэффективны в данном случае. Проявлять недовольство нужно действием ребенка. Говорите ребенку о своих чувствах, желаниях: «Мне очень грустно, что ты бросил свою одежду, забыв ее аккуратно сложить», «Я сейчас чувствую себя уставшей, посижу немного одна, потом поиграем вместе» и пр.
2) Постарайтесь переключить внимание малыша во время вспышки гнева на что-то другое, интересное и занимательное для ребенка. Необходимо предложить ребенку приемлемые способы выражения гнева и раздражения, чтобы он выместил свой гнев без ущерба окружающим и самому себе.
3) Важно отмечать и поддерживать любые положительные действия и качества агрессивного ребенка, ведь он привык к порицанию, которое по замкнутому кругу подкрепляет негативные стороны агрессивности. Большое значение имеет личный пример, ведите сами себя уравновешенно, не агрессивно. Не обижайте малыша, не допускайте вспышек гнева в его присутствии, а также высказывания недовольства другими людьми, никогда не говорите в его присутствии о мести другим людям.
4)Уделяйте больше внимания своему ребенку, он должен знать, что, не смотря ни на что, вы его очень любите. Заранее настройте ребенка на неприятную или просто новую ситуацию, будь то поход к врачу или в гости. Поскольку агрессивные дети часто страдают мышечными зажимами, напряжены, старайтесь чаще играть с ними в подвижные игры, которые заканчиваются релаксационными упражнениями.
Приемы, ведущие к общему успокоению и активной созидательной деятельности.
- Положительно влияют на агрессивных детей (и не только на них) игры с водой. Купание, ванны, плавание, переливание воды по разным емкостям, мытье игрушек или стирка. Пусть плескается в маленьком бассейне или стреляет по мишени из брызгалки (водяные пистолеты или пластиковые бутылки с отверстием в крышке). Благотворно влияют на мелкую моторику и саморегуляцию, игры с песком (влажным или сыпучим, крупами, лепка из глины, теста, пластилина, катание шариков в «сухом» бассейне.
- Не выплеснутую негативную энергию нужно перенаправить. В этом помогут подвижные игры: догонялки, зарядка, бой подушками (другими мягкими предметами, сминание и разрывание бумаги, битье по столу или стулу надувным молотком. Можно завести специальный «мешочек для криков», в который малыш выговорится или покричит. Рисовать «плохого» человека и что-нибудь сделать с ним на бумаге (порвать, закрасить, нарисовать ему подарок или друга) тоже замечательно решает межличностные конфликты.
- Умение расслабляться полезно во избежание конфликта и по прошествии его. Есть специальная музыка, легкие и действенные упражнения для релаксации. Массаж также подойдет. Лучше не просто нежно поглаживать и разминать тело малыша, но и говорить о своих действиях ровным тихим голосом. Есть необычные и приятные виды массажа: мягкой игрушкой, кисточкой, мячиком с шипами (только их не стоит делать перед сном – щекотно). Игры, сценки, обсуждения сказок – ваши помощники. В доступной и интересной форме непроизвольно усваиваются нормы поведения в обществе. Придуманы даже специальные терапевтические сказки от капризов для дошкольников.
Если вышеперечисленные приемы не дали желаемого результата или агрессию сложно контролировать, то нужно обратиться к психологу, подробно описав проблему. Помните, что нельзя загонять гневные чувства внутрь. Ругая ребенка, сдерживая его враждебное поведение, вы ухудшаете его нервно-психическое и соматическое состояние. Эмоции, загнанные внутрь, усиливают стрессовое состояние и приводят к неврозу.