Лариса Самсонова
Консультация для родителей «Знакомимся с Федеральной образовательной программой ДО»
▼ Скачать + Заказать документы
«Федеральная образовательная программа»
15 ноября 2022 года состоялось широкое общественное обсуждение проекта федеральной образовательной программы дошкольного образования.
Единая федеральная программа действительно необходима для обеспечения единого образовательного пространства, объединения нашей страны на базе российских традиционных ценностей, постановки четких целей и задач перед воспитателями и руководителями дошкольного образования.
Публикация «Консультация для родителей „Знакомимся с Федеральной образовательной программой ДО“» размещена в разделах
Новая Федеральная образовательная программа дошкольного образования программа дошкольного образования должна вступить в силу 1 сентября 2023 года. Т. о. все детские сады нашей страны 1 сентября начнут работать по новой программе.
Как у нас было раньше
Дошкольному образованию в нашей стране больше ста лет, за это время оно претерпело ряд значительных изменений, но кое-что оставалось неизменным: все программы дошкольного образования разрабатывались именитыми авторами-экспертами — педагогами дошкольного образования (а не просто педагогами) и детскими психологами. Программы опирались на многолетних научных исследованиях, а также проходили апробацию в течение многих лет.
Так, среди самых значимых программ, которые существовали и успешно применялись во всех детских садах страны, стоит выделить Типовую программу (на ее разработку ушло больше 5 лет, принятую еще в 1984 году, в состав авторов которой входил один из основоположников детской психологии Александр Запорожец, а также «Программу воспитания и обучения в детском саду» 1985 года под редакцией Маргариты Васильевой. Впоследствии именно на основе этих двух программ были созданы многие современные комплексные программы дошкольного образования.
В 2013 году были приняты ФГОС, и все программы нужно было привести в соответствие с ними. С того времени началась новая веха дошкольного образования в России. На данный момент в Навигаторе образовательных программ дошкольного образования — 21 наименование. Многие из этих программ успешно реализуются в детских садах, а самая популярная — программа под редакцией Николая Вераксы «От рождения до школы», по которой и работал наш детский сад.
Цель новой Федеральной программы — создать единое «образовательное пространство» с учетом национального колорита и нравственно-духовных ценностей разных народов России.
ФОП это норматив, который был разработан с целью реализации нескольких функций:
-создать единое федеральное образовательное пространство для воспитания и развития дошкольников;
-обеспечить детям и родителям равные и качественные условия дошкольного образования на всей территории России;
-создать единое ядро содержания дошкольного образования, которое будет приобщать детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям, а также воспитает в них тягу и любовь к истории и культуре своей страны, малой родины и семьи;
-воспитывать и развивать ребенка с активной гражданской позицией, патриотическими взглядами и ценностями.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО, этот документ рассчитан на дошкольное воспитание детей разных возрастных групп:
- с рождения до года (младенческий период);
- от 1 до 3 лет (ранний дошкольный период);
- от 3 до 7 лет (дошкольный период).
Образовательная программа дошкольного образования разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствующей федеральной образовательной программой дошкольного образования. Содержание и планируемые результаты разработанной образовательной организацией образовательной программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы дошкольного образования.
п 1.7 Было ФГОС ДО является основой для разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования
Стало ФГОС ДО является основой для разработки федеральной образовательной программы дошкольного образования
п 2.5 Было Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ
Стало Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и ФОП ДО
п 2.6 Было Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области)
Стало Содержание ООП ДО должно обеспечивать физическое и психическое развитие ребенка в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления обучения и воспитания (далее – образовательные области)
Ключевые изменения во ФГОС ДО:
п. 2.6: перечень образовательных областей не изменился, однако расширено и конкретизировано содержание образовательных областей
п. 2.7: частично изменен перечень детских видов деятельности на этапах младенчества, раннего и дошкольного детства
п. 2.10: уточнено, что содержание и планируемые результаты ООП должны быть не ниже содержания и планируемых результатов ФОП ДО
п. 2.11: уточнено, что содержательный раздел Программы должен включать описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, Федеральной образовательной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания
п. 2.12: указано, что обязательная часть программы должна соответствовать ФОП ДО, и может оформляться в виде ссылки на ФОП
п. 3.2.9: максимально допустимый объем образовательной нагрузки приведен в соответствие с действующими СанПиН
п. 4.6: включены целевые ориентиры образования в младенческом возрасте, а также расширены целевые ориентиры в раннем возрасте и на этапе завершения дошкольного образования
Итак, два документа приведены в соответствие и теперь, Федеральная образовательная программа, соответствует ФГОС ДО.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован 28.12.2022 № 71847):
«Федеральная программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
1. Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами.
2. Создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО, ориентированного на приобщение детей к традиционным нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
3. Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проведения. «Федеральная программа определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – ДОО, и планируемые результаты освоения образовательной программы».
Особенности структуры ФОП ДО
Структура ООП ДО: целевой, содержательный, организационный разделы
1. В целевом разделе:
- Пояснительная записка: цель, задачи, принципы, подходы к формированию Программы
- Планируемые результаты реализации Программы
- Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
В содержательном разделе:
Задачи и содержания образования (обучения и воспитания) по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;
- Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы;
- Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
- Способы и направления поддержки детской инициативы; Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся;
- Направления и задачи коррекционно-развивающей работы.
- Содержание коррекционно-развивающей работы на уровне ДОО;
- Федеральная рабочая программа воспитания.
2. В организационном разделе:
- Психолого-педагогические условия реализации Программы ;
- Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы;
-Кадровые условия реализации Программы;
- Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах;
- Федеральный календарный план воспитательной.
ООП ДО разрабатывается и утверждается как было сказано выше ОО самостоятельно
Обязательная часть: не менее 60%. Составляется на основе: ФГОС ДО и ФОП ДО. С учетом: авторских технологий и методик, линейки пособий к комплексным авторским программам дошкольного образования
Часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная): не более 40%. Выбор содержания и технологий ориентирован на специфику: инонациональных, социокультурных, и иных условий, в т. ч. региональных; сложившихся традиций ДОО или группы; выбора авторских парциальных образовательных программ дошкольного образования; выбора форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ОО в целом.