Марина Аленникова
Консультация для родителей «Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.
Публикация «Консультация для родителей „Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком.
Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе», и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через малые фольклорные формы у малышей складывается более глубокие представления о плодотворном труде человека.
Малый фольклорный жанр – это область народного творчества, это миниатюрные произведения, созданные для детей – песенки, потешки, прибаутки, заклички и др. Первые знакомство ребенка с искусством слова, начинается с фольклорных произведений, как правило, в начале жизни, ребенок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его, поэзия пестования, уход за ребенком, ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребность ребенка в тактильных движениях – все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения. Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком, нянчить, растить, воспитывать.
Заклички, потешки – обращение с явлениями природы
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в игре. Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня, во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка, во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).
Малые формы фольклора также можно использовать и при формировании навыков самообслуживания и гигиены, при одевании после сна. Приучая детей мыть руки, лицо, важно вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение. Включая фольклор в процесс воспитания, необходимо соблюдать определенные условия: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские песни и пляски — используется в соответствии с возрастными особенностями детей. Большое значение уделяется качеству выполнения упражнений, яркому и образному выполнению движений детьми.
Для дошкольников 3-4хлет доступными являются «малые фольклорные формы» — потешки, чистоговорки, считалки, короткие сказки; с детьми 5 – 6 лет наряду с усложнением «малых форм», большее место уделяем народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам, дразнилкам, загадкам; детей 6 — 7 лет знакомим с небылицами, частушками, былинами.
Потешки – песенки-приговорки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки, рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сфер. В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок».
Чистоговорки— малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутки, заключаются в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. «Род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения» (В. И. Даль). Чистоговорки используется и как средство для исправления речевых дефектов.
Считалочка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалочка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам.
Поговорки – образные выражения, меткое слово. Поговорка всегда одночленна, часть суждения, и поэтому лишена поучительного смысла. Например, поговорки: «молодо-зелено», «не плюй в колодец», «свалить с больной головы на здоровую». Это часть пословиц: «Молодо-зелено, а погулять велено»; «Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться». Поговорка близка к пословице: стоит добавить одно слово, и поговорка станет пословицей.
Пословицы – изречения, суждения о жизненном явлении, причинах, условиях, следствиях. Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично, выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. При том силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, а зиму сетуют, жалуются.
Дразнилки – небольшие стишки, созданные детьми для высмеивания недостатков человека, с которыми сталкиваются, или для защиты от обидчика. Дразнилки сложены почти на все русские имена: «Федя — бредя, съел медведя…» и т. д. Но чаще дразнилки высмеивают: жадных ребят, хвастунов, воображал, трусов. Важно понимать, что дразнилка не издевательство, хотя грань между ними очень тонкая. Она учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении. Литературные дразнилки объективны, их автор обращается к этому жанру не для посрамления конкретного ребенка, а для изображения недостатков, свойственных в той или иной степени всем детям.
Загадки -одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерны. Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. Эти мыслительные операции, однако, важны не сами по себе, а тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира, некоторые признаки предметов или явлений.
Небылицы – перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает.
Скороговорки — это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков. Отрабатывать скороговорки надо в следующем порядке: проговорить скороговорку медленно, шепотом, очень четко артикулируя губами; проговорить скороговорку шепотом, быстро, также очень четко артикулируя; проговорить «сквозь зубы» (губы активно артикулируют, зубы сжаты); проговорить скороговорку громко, медленно, очень четко артикулируя; проговорить громко, как можно четче и быстрее. Каждую скороговорку проговаривайте с разными интонациями: - с вопросительной; - весело; - грустно; - «запыхавшись» («как будто бежали за автобусом»). Проговорите скороговорку, выделяя голосом последовательно разные слова: «У САШИ шея и уши в саже. У Саши ШЕЯ и уши в саже. У Саши шея и УШИ в саже. У Саши шея и уши в САЖЕ».
Частушки - это рифмованная четырёхстрочная припевка, исполняемая в быстром темпе. Исполняется обычно в сопровождении гармони, балалайки. Частушки сочиняются на злободневные темы, бывают политического, а также любовного содержания. Это популярный вид русского народного творчества. Частушки получили распространение со второй половины девятнадцатого века, особенно стали популярны в первой половине двадцатого века.
Былины - русские народные песни-сказания о богатырях. Они относятся к эпической поэзии, в которой выразились некоторые исторические реалии и мечты народа о сильном и добром защитнике. В былинах читатель находит также бытовые подробности того времени. Возникли былины в IX—XIII веках. С самого своего появления они именовались старинами. Такое название подтверждало тот факт, что сюжеты былин были не придуманные кем-то истории. В старинах отражались события далекого прошлого, которые в такой песенной форме передавались из поколения в поколение. Героями былин были богатыри, которые могли справиться с любым врагом. Поэтому былинные богатыри получают возможность защищать честь, достоинство и человеческие права народа, они беспощадны к врагам и ко всем, кто покушается на свободу человека.
Сказка – это произведение, зачастую связанное с народным фольклором или другими формами вымысла излагаемых в устной форме с целью развлечения, в иных случаях сказкой называют произведение, основанное на личной фантазии или идее автора. Первый из описанных типов сказки является культурным прародителем второго.
В результате знакомства с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас, учат малыша слушать.
Применение малых фольклорных форм в образовательном процессе детей дошкольного возраста способствует гармоничному развитию личности ребенка. Народный фольклор настолько разнообразен и выразителен, что позволяет педагогу быстро найти эмоциональный контакт с детьми и построить свою работу по развитию речи. Фольклор близок их пониманию, конкретен. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и речи.