Таисия Сергеевна Сидорова
Консультация для родителей, имеющих детей с ОВЗ «Развитие артикуляционной моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
Артикуляционная моторика – совокупность скоординированных движений орга-нов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного звукопроиз-ношения.
Публикация «Консультация для родителей, имеющих детей с ОВЗ „Развитие артикуляционной моторики“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых диффуз-ными звуками (бормотанием, лепетом). Они являются первым этапом в речевом раз-витии ребенка. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются постепенно.
Одним из условий для правильного формирования звукопроизношения является достаточное развитие речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады, вклю-чающие сложный комплекс движений.
Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Неразвитость, вялость мышц языка, нижней челю-сти, мягкого нёба, губ и, как следствие, их недостаточная подвижность нередко явля-ются причиной плохого произношения.
Совершенствованию движений артикуляционных органов, необходимых для пра-вильного произношения звуков, и подготовке речевого аппарата к речевой нагрузке способствует проведение артикуляционной гимнастики, то есть системы упражнений для развития речевых органов.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определен-ных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определен-ная последовательность — от простых упражнений к более сложным. В ходе упраж-нений все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последова-тельно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы можно было контролиро-вать качество движения, а ребенок мог ощущать, осознавать, контролировать и запо-минать свои действия.
Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия, по-этому артикуляционная гимнастика должна проводиться ежедневно, чтобы вырабаты-ваемые двигательные навыки становились более прочными.
Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка боль-ших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна про-водиться по шаблону, скучно. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать со-ответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное от-ношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения.
Для этого необходимо использовать игру, как основную деятельность детей, а, следо-вательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. Для кра-сочного и забавного оформления игры-занятия подбираются картинки, игрушки, ска-зочные герои, привлекаются стихотворные тексты. Коррекция проходит поэтапно, смотреть логопедическую тетрадь №2