Юлия Пономарева
Консультация для родителей «Игры экологического содержания»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры экологического содержания
«Мир окружающий человека – это прежде всего, мир природы с беспечным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. В природе вечный источник прекрасного. Природа – благодатный источник воспитания человека…»
В. А. Сухомлинский
Цель: развивать творческий потенциал родителей, их компетентность в сфере экологического воспитания, показать на примерах, как с помощью игр экологической направленности можно учить детей беречь и охранять природу.
Уважаемые родители!
Публикация «Консультация для родителей „Игры экологического содержания“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Тема взаимоотношения человека с природой очень актуальна в наше время, так как деятельность людей зачастую губительно влияет на окружающую среду, животный и растительный мир. Все чаще возникают ситуации, граничащие с экологическими катастрофами. Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Именно она позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.
Игра доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны; ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения; в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);
Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.
В данной консультации хотелось бы познакомить вас поближе с различными экологическими играми. И чтобы вы эту информацию в будущем использовали в жизни - играли в них со своими детьми – дома, на прогулках, в лесу, на отдыхе.
Игра «Четвёртый лишний». Вы называете 4 объекта природы, ребёнку нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор.
1. роза, одуванчик, гвоздика, тюльпан;
2. дождь, снег, облако, роса;
3. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук
4. корова, волк, овца, кролик;
5. заяц, ёж, лиса, шмель;
Игра «Птица, рыба, зверь». Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Аналогично проводится игра со словами «зверь» и «рыба».
Игра «Вершки-корешки». Вы называете овощи, ребёнок делает движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, он поднимает рук вверх. Если овощ растёт на земле – руки опускает вниз.
«Какого растения не стало?» На столик выставляется четыре или пять растений. Ребенок их запоминает. Вы предлагаете закрыть глазки и убираете одно из растений. Ребенок открывают глаза и вспоминает, какое растение спрятано.
Игра «Чудесный мешочек» В мешочке может находиться: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д. Ребенок достает пищу для зверей, угадывает, для кого она, кто, чем питается.
«Вкусные загадки» Если взрослые заняты приготовлением пищи, а ребёнок находится рядом и не знает, чем заняться. Предложите ему: - Давай поиграем. Я буду загадывать вкусные загадки, а ты должен отгадывать их. «Ну-ка, закрой глаза и открой рот!»- говорит взрослый и кладёт в рот малышу кусочек морковки, которую режет для супа. Ребёнок хрустит ею, улыбается и, конечно, сразу отгадывает, что это, а взрослый как бы ненароком спрашивает, как же он догадался. Определить морковку на вкус не сложно - каждый ребёнок пробовал её, сырую или варёную. Труднее выделить и назвать её характерные признаки: твёрдая, хрустит, когда ешь, - сладкая. Можно положить ребёнку в рот капусту, свеклу, веточку укропа, лук и так далее. Ребёнок отгадывает и объясняет, как он разгадал «съедобную» загадку.
Игра «Земля, вода, воздух». Родитель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «ворона». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. В ответ на слово «кит» - ребёнок отвечает «вода», на слово «медведь» - «земля» и так далее. Возможен и другой вариант игры: родитель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. В ответ на слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.
«Мое облако» Можно с ребенком рассматривать небо и плывущие облака. Родитель предлагает пофантазировать и рассказать, на что похожи облака, куда они могут плыть.
«Хорошо-плохо» Родитель предлагает различные варианты поведения в природе. Ребенку нужно как можно больше рассказать о том, что можно и что нельзя делать и почему.
«Служба спасения» расскажите ребенку, как можно помочь ежику, который провалился в глубокую яму; жуку, который попал в паутину; бедному котенку, который боится собаку и др.
«Чем похожи и чем отличаются?» (волк-собака, лиса-белка, жираф - страус, стриж-ласточка, ромашка-астра, роза -пион и т. д.)
Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников.
Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.