Елена Фоменко
Консультация для родителей: «Игры, развивающие речь, внимание, воображение»
▼ Скачать + Заказать документы
Малыш учится жить среди людей, но его собственные желания и намерения теперь могут и не совпадать с планами взрослых. И с этим приходится считаться. Здесь-то и должна проявляться мудрость родителей: когда настоять на своём, а когда и учесть желания ребёнка, бережно относясь к детскому «я». Именно теперь настойчивое стремление быть самостоятельным тесно переплетается у ребёнка с желанием быть похожим на взрослого, подражать ему. Если не принимать во внимание эти естественные противоречия в поведении развивающейся личности, то можно столкнуться с глубоки негативизмом, упрямством малыша. Так называемый «кризис трёх лет» может принести много огорчений и ребёнку, и взрослым. Сердцем чувствуя своё дитя, вооружившись знаниями о закономерностях его развития, вы сумеете вместе с ребёнком преодолеть то трудности.
Публикация «Консультация для родителей: „Игры, развивающие речь, внимание, воображение“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры на развитие внимания
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Ребёнок понимает обращённую к нему речь, сам произносит предложения, состоящие из пяти – семи слов. Часто обращается к взрослым с вопросами.
Расскажи сказку! Малыш уже хорошо знает сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка», «Три медведя». Слушая сказку, он с удовольствием проговаривает повторы, может рассказать концовку сказки. С интересом следит за действиями героев, если вы покажете инсценировку какой-либо сказки, примет участие в драматизации её, взяв на себя какую-либо роль.
Почитай книжку! Малыш увлечённо слушает ваш рассказ и рассматривает вместе с вами картинки в любимых книжках, отвечает на ваши вопросы.
Подумаем вместе! Взрослый подбирает две – три картинки с несложными сюжетами. Вместе с ребёнком рассматривает каждый сюжет. Затем взрослый составляет рассказ, а ребёнок подбирает иллюстрации к нему. Например: «Жила девочка Юля. У неё не было друга. Вот Юле подарили собачку Стешку. Теперь девочка радуется! Рада и Стешка, у неё добрая хозяйка!»
Если кто-то в семье умеет рисовать, то можно вести рассказ и одновременно иллюстрировать его. В заключение малыш отвечает на вопросы взрослого.
Ребёнок слушает стихи и рассматривает рисунки к ним.
Я нашла в саду котёнка.
Он мяукал тонко-тонко.
Он мяукал и дрожал.
От кого он убежал?
(Е. Благинина. Котёнок)
Воробей живёт под крышей.
В тёплой норке – домик мыши.
- Эй, цыплёнок, где твой дом?
- Он у мамы по крылом.
(Т. Волгина. Где чей дом)
Папа может прочитать стихотворение, обращаясь к дочке:
Купите лук, зелёный лук, петрушку и морковку!
Купите нашу девочку, шалунью и плутовку!
Не нужен нам зелёный лук петрушка и морковка,
Нужна нам только девочка, шалунья и плутовка!
Разучивание стихотворных текстов. Сначала ребёнок учится проговаривать отдельные слова и предложения.
Водят пчёлы хоровод – «Брум! Брум! Брум!»
В барабан ударил кот – «Трум! Тум! Трум!»
Стали мыши танцевать – «Тир-ля-ля!»
Так, что начала дрожать… вся земля!
Мыши.
Взрослый. Вышли мыши как-то раз, поглядеть, который час.
Раз-два-три-четыре, мыши дёрнули за гири!
Вдруг раздался страшный звон….
Ребёнок. Убежали мыши вон!
Взрослый и ребёнок читают стихотворение в форме диалога:
- Маленькая евочка, скажи, где ты была7
- Была у старой бабушки на том конце села.
- Что ты пила у бабушки?
- Пила с вареньем чай!
- Что ты сказала бабушке?
- «Спасибо!» и «Прощай!»
Ребёнок легко запоминает стихи. Ему приятен ритм, напевность их, нов смысл сказанного он ещё не вникает. Чтобы обогатить малыша новыми знаниями, лучше вначале обыграть ситуацию.
Например, перед чтением стихотворения «Наша Таня» А Барто в ванночку бросьте мяч, спросите: «Тонет – не тонет?» Затем покажите, как кукла играет с мячом. Мяч упал в воду, а она заплакала, боится, что мяч утонет. Скажите: «Утонет мяч? Тогда успокой Таню, скажи ей: «Тише, Танечка, не плач! Не утонет в речке мяч!» Когда ребёнок свободно будет повторять эти строчки, можно предложить стихотворение полностью.
Стихотворение «Бычок» можно разыграть с игрушкой, знакомство с «Зайкой» лучше начать с рассматривания иллюстраций в книге. Расскажите, как девочка убежала от дождя, а зайку забыла. А он маленький, сам «со скамейки слезть не смог, вес до ниточки промок»: промокли ушки, промокли лапки, хвостик промок! После чего малыш разучивает первые строчки.
Ребёнок сам может разгадывать сюжет стихотворений «Бычок», «Лошадка» и др.
Отгадай загадку! Дети начинают понимать смысл первых простеньких загадок. Понаблюдайте с ребёнком на даче за скучающим лягушонком и тут же загадайте ему загадку: «Скачет по дорожке, вытянувши ножки: ква, ква!»
Подбирайте загадки, в тексте которых уже есть ответ:
Всё «Му!» да «Му!» Кто это? Не пойму!
Молочко пьет, песенки поёт: «Мур!», «Мур!»
Можно загадывать малышу загадку, когда он рассматривает картинки:
Чик-чирик! К зёрнышку прыг!
Клюй, не робей! Кто это?.
Встаёт на заре, поёт во дворе.
На голове гребешок. Кто же это?.
Малыш уже понимает юмор. Улыбаясь, предлагайте детям поиграть. Вы произносите текст, малыш выполняет просьбу:
Ослик, ослик, дорогой, рот, пожалуйста открой!
Затруби и загуди, всех лентяев разбуди!
- Иа! Иа! Иа!
Ребёнку нравится перед сном вместе со взрослым декламировать:
Спокойной вам ночи, приятного сна!
Желаю вам видеть осла и козла.
Осла до полночи, козла до утра,
Спокойной вам ночи, приятного сна!
Лото. Первые лото – это карточки, на которые помещены по две картинки с изображением ягод, фруктов, овощей, предметов одежды и обуви, домашних животных и птиц, цветов. Со временем число картинок на карточке увеличивается до трёх-четырёх. К карточкам прилагаются отдельные картинки этих предметов.
Начинается игра. Малыш выбирает себе карточку и рассматривает все картинки, коорые н ней изображены. После этого взрослый показывает одну картинку за другой и говорит: «Что это? У тебя на карточке есть малина, посмотри. Покажи! А теперь правильно попроси: «Дай мне, пожалуйста, малину!»
Картинка накладывается на карточку перевёрнутой1, чтобы изображение не отвлекало малыша от дальнейшей игры.
Усложнённый вариант – лото «Кому что нужно?». На большой карточке изображён взрослый человек определённой профессии за работой. Например, доктор лечит мальчика, повар готовит обед. К карточке прилагаются маленькие картинки, на которых нарисованы отдельные предметы, необходимые человеку данной профессии: йод, бинт, кастрюля, поварёшка и т. д.
Начинается игра. Малыш выбирает две карточки, рассматривает их, уточняет с помощью взрослого, кто на них изображён, что делает. Затем взрослый показывает маленькую картинку с изображением предмета. Обращается к ребёнку: «Что это? Для чего бинт? Кому он нужен? Положи картинку около карточки. Где нарисован доктор».
Число карточек со временем увеличивается, так, как детям знакомы также профессии продавца, дворника, парикмахера, шофёра, строителя.