Наталья Андрющенко
Консультация для родителей «Игры по формированию фонематического слуха у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове.
Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороны языка. Фонематический слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от другого (коЗа-коСа).
Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, ребенок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков. Построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строением языка. Успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы.
Так как ведущим видим деятельности у дошкольников является игра, то при развитии фонематического слуха широко используются игры и игровые приемы.
Предлагаю вашему вниманию несколько игр и игровых упражнений, которые помогут ребенку развить фонематический слух.
Игра «Поймай нужный звук хлопком».
Если услышишь звук [k] в слове - хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K].. .
То же с любыми другими звуками:
Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…
Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…
Игра «Шумящие мешочки».
Вместе с ребенком насыпать в непрозрачную пластиковую или деревянную тару крупу, пуговицы, камушки, орехи, бусины и т. д.
Он должен по звуку угадать содержимое.
Игра «Произнести по порядку все звуки в слове».
Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м
Игра «Не ошибись».
Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши". Затем произносит: "Вагон - вакон - фагон - вагом". Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: "Бумага - пумага - тумага - пумака - бумака".
Начинать надо со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.
Игра «Волшебные палочки».
Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по различным предметам: столу, вазе, чашке, книге и т. д.
Палочка может оживить любой предмет.
Ребенок закрывает глаза и отгадывает, какой предмет звучал.
Игра «Шутки-минутки».
Взрослый читает строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Ребенок находит ошибку в стихотворении и исправляет ее.
«За окошком зимний сад, Там листочки в Бочках (Почках) спят».
«…Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в Кости (Гости)».