Екатерина Сазонова
Консультация для родителей «Игры как способ развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это проявляется в следующем: дети в основном малоразговорчивы со взрослым и сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь. Часто это сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью в контакте, страхами, обидчивостью.
Публикация «Консультация для родителей „Игры как способ развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.
Ограниченность круга контактов препятствует формированию продуктивных навыков общения со сверстниками и взрослыми, установлению и значимости дружеских связей, затрудняет формирование адекватной картины мира. Что в свою очередь оказывается существенным препятствием на пути их адаптации и интеграции в более широко социуме.
В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния. В группе можно сравнить себя с другими, оценить свои успехи или неудачи, занять должное положение, получить признание, уважение среди сверстников своими действиями, утвердиться в их глазах.
При работе по развитию коммуникативных навыков необходимо опираться на возможности детей с ограниченными возможностями здоровья и, в первую очередь, развивать:
- способность ориентироваться в социальных отношениях и умение включаться в них;
- умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;
- восприятие речи;
- умение подражать;
- умение соблюдать очередность в разговоре;
- умение применять навыки общения в повседневной жизни.
Для более успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы следующие коммуникативные умения:
- сотрудничать;
- слушать и слышать;
- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
- говорить самому.
Формирование коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
Нейропсихологические игры.
1. «Мяч и речь»
(Например, Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого, например: взрослый говорит: «Небо», а ребенок отвечает: «Облако» – и кидает мяч обратно.)
2. Балансир. Это специальный тренажер в виде полусферы. Задача ребенка удержаться на доске и проговорить потешку, скороговорку, предложение при автоматизации.
3. Пальчиковые игры
4. Су-Джок
(это уникальный, эффективный и совершенно безопасный метод лечения воздействием на точки кистей и стоп.)
На руках находятся множество биологических точек, и при прокатывании шарика между ладонями происходит стимуляция этих точек.
5. Дыхательная гимнастика
6. Межполушарное рисование
Рисование обеими руками одновременно.
А помогут в этом пособия «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» Т. П. Трясоруковой
-от простого к сложному-геометрические фигуры, соединить точки (блокнот тренажер)
- 1 картинка за 1 раз не более 5 минут
- не должно быть просто, чтобы ребенок выполнял на 70 процентов
- прикрепить липкой лентой к столу рисунок
9. Кинезиологические упражнения (это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие) для развития мозга
- Упражнение «Ладонь-ребро-кулак» по 1мин;
- «Перекрестные ухо-нос»;
- Игра «Слива, яблоко, банан»;
- Упражнение «Коза-кулак», «Заяц-коза».
10. Упражнения с теннисными мячиками
- вращаем в руках оба мяча (можно с закрытыми глазами)
- набивание мяча (кисть должна быть мягкой) попеременно, а потом обеими одновременно
- одной рукой вращаем, а другой набиваем и меняем
- жонглирование с удобной руки, набрасываем один мяч по верхней дуге, а другой по нижней. потом бросаем в противоположную сторону, далее к себе и обратно.
- все эти упражнения на жонглирование меняем
- бросаем и хватаем один мяч одной рукой, один мяч двумя руками, два мяча двумя руками
- «Птичка» посадить мяч на тыльную сторону ладони и стоим на одной ноге, можно посадить оба мяча.
- два человека в паре, один бросает, а другой ловит от пола и непрерывно
- бросает в пол обеими руками попеременно оба мяча.
Эти игры корректируют, развивают психические процессы, поведенческие особенности, основываясь на данных о развитии мозговых структур, в том числе и для детей с ОВЗ.
Памятка для родителей в общении с ребёнком
[/b]
Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.
Ограниченность круга контактов препятствует формированию продуктивных навыков общения со сверстниками и взрослыми, установлению и значимости дружеских связей, затрудняет формирование адекватной картины мира. Что в свою очередь оказывается существенным препятствием на пути их адаптации и интеграции в более широко социуме.
Ребенок, обладающий навыками уверенного поведения, быстрее ориентируется в сложных коммуникативных ситуациях и правильно реагирует при задевающем и провоцирующем общении, умеет располагать к себе людей, способен оказывать другим поддержку и слаженно работать в команде.
• Не будьте слишком критичны по отношению к тому с кем общается Ваш ребенок.
• Чтобы у ребенка появились друзья ему нужно уметь общаться. Общение – это целое искусство! Общаться надо уметь. В этой связи, говорите ребенку, чтобы он не был критичен, мнителен, угрюм и подозрителен. Поясняйте ребенку, если он будет всегда энергичен, в меру открыт, спокоен – он будет привлекательным для окружающих.
• Держите себя так, ведите себя так, чтобы ребенок всегда имел основание относиться к Вам с уважением, видел в Вас сильного и привлекательного человека. Старайтесь никогда не думать дурно ребенке и его друзьях. Устройте себе экзамен: постарайтесь неделю ни о ком не злословить и сплетничать ни вслух, ни про себя. Это довольно сложно! Но получается, что если мы сами ни о ком не думаем плохо, то и нам кажется, что о нас так же все думают только хорошее.
• Стройте своё отношение и общение с ребенком «на равных», не задевайте того, что ребенку дорого: его стиль одежды, его увлечения, его друзья, его идеалы и ценности.
• Будьте осторожны с юмором. Самый опасный юмор тот, который направлен на другого человека. Если Вам дорого хорошее настроение своё и окружающих, то прежде чем пошутить, подумайте о последствиях.
• Что касается советов, то они редко учат, но часто злят. Поэтому тем, кто любит давать советы, хотелось бы сказать, что их нужно давать только тогда, когда вас об этом просят и только такие, за которые Вам будут благодарны.