Ольга Сорокина
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.
Задачи:
-повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии ребенка.
Ход: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В. Сухомлинский).
Уважаемые родители, все Вы знаете, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать? Предлагаю вашему вниманию рассмотреть подробно все эти вопросы.
Публикация «Консультация для родителей „Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Дошкольники постоянно изучают, постигают окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям ЗПР необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.
Чтобы заинтересовать дошкольника и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
1. Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка :
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- развивает тактильную чувствительность;
- снимает тревожность.
Примеры пальчиковых игр
Капуста
Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)
Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)
Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)
Как же быть без хруста
Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан)
Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)
Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)
Мы капусту солим, солим (щепотками)
Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ШАГИ
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами.
2. Игры с пробками от бутылок
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Мозаика из пробок (примеры картинок)
3. Игры с прищепками
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
-Сильно кусает котенок-глупыш, он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)
Но я, же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
4. Игры с крупой, камнями.
Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком. Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, фасоль, семечки, горох и даже обычная соль, ну и конечно различные емкости, ложечки и сито.
Прячем ручки
Возьмите большую миску, высыпьте в нее крупу - гречку, рис или пшено, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Ребенок непременно захочет присоединиться. Можно играть в прятки с ручками: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем!». Можно потереть ладошкой о ладошку: «Так приятно!».
Ищем секрет
Спрятать можно не только ручки, но и игрушки, различные предметы, крупную фасоль.
Предложите ребенку отыскать их. А если мисок будет больше и в каждой будет свой секрет, то без сомнения интерес возрастет еще больше!
Пересыпаем крупу
Пересыпайте крупу при помощи стакана, ложки, совочка, а может даже ладошек из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Используйте разные крупы – рис, горох, манка… Обратите внимания, что звук от каждой крупы свой, уникальный: от гороха - звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание.
Покормим птичек
Возьмите на улицу с собой пшено, семечки и покормите птиц.
7. Рисование манкой
Манка по текстуре очень похожа на песок. Иногда, для смены тактильных ощущений (когда хочется эффекта "прохладного морского песочка", можно положить манку ненадолго в холодильник.
Поднос можно просто прикрепить к детскому столику на двухсторонний скотч и играть в свободном доступе. Высыпаем манку на 3-4 мм на поднос и начинаем творить! Предварительно можно подстелить покрывало, чтобы минимизировать процесс уборки после рисования.
В манкографии можно рисовать с помощью предметов - трубочки для коктейля, кисточки, стеклянных камней, которыми можно выкладывать рисунки на манке. Выкладывание мелких предметов способствует развитию мелкой моторики.
Сегодня я познакомила Вас лишь с малой частью того, чем Вы можете развивать мелкую моторику ребёнка дома. Включайте свою фантазию, пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!
Список использованной литературы:
1. Воспитание и обучение детей раннего возраста / под ред. Павловой Л. Н. – М. : «Просвещение», 1986. – 176 с.
2. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М. : «Просвещение», 1988. – 144 с.
3. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М. : «Просвещение», 1969.
4. Воспитание детей раннего возраста / Под ред. Лялиной Г. М. - М. : «Просвещение», 1976.
5. Островская Л. Ф. Первый год жизни вашего ребенка. – М. : «Педагогика», 1977. – 176 с.
6. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика. – Балашов. : «Николаев», 2005. - 76 с.
7. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях. - М. : «Просвещение», 2000.
8. Мамайчук И. И. Психология дизонтегенеза и основы психокоррекции. - СПб. : Изд-во Петербургского Ун-та, 2000.- 168 с.
9. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии - М. : «Просвещение», 1992. - 389с.
10. Мастюкова Е. М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития. - М. : «Просвещение», 1991.- 360 с.
11. Мельниченко Н. Д. Детская психология. - СПб. : «ВЛАДОС», -2003.- 321с.
12. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника : Избранные психологические труды. - М. : «Педагогика», 1989.-289с.
13. Метинская Н. А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. - М. : МПА, 1996.- 384 с.
14. Мишин М. А. Психомоторное развитие детей с нарушением зрения. // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. - 2003. № 4. - С. 46 - 68.
15. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому!/ Сост. М. В. Богуславский. - М. : «Карапуз», 2000.- 272с.
16. Мухина В. С. Психология детства и отрочества. - М. : ИПП, 1998.- 285 с.