Анатолий Бодров
Консультация для родителей «Игры и физические упражнения зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Активность в движениях – необходимое условие нормального роста и развития организма дошкольника. И если в теплое время года ребята много бегают, прыгают, играют с мячом, катаются на велосипеде, то в холодное время года их активность снижается. Теплые одежда и обувь, ветер, мороз, снег и дождь ограничивают движения детей. В то же время хорошо известно, что недостаток подвижности снижает деятельность всех органов и систем организма, замедляет его рост, уменьшает сопротивляемость заболеваниям. Взрослым – родителям и воспитателям – следует постоянно заботиться о создании необходимых условий для двигательной деятельности дошкольников зимой. А для этого многим родителям надо преодолеть собственную боязнь свежего морозного воздуха, не исключать прогулки ребенка и в ненастную погоду, так как движения на свежем воздухе (особенно зимой) приобретают особую ценность. Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является профилактическим эффективным средством закаливания детей, повышающим сопротивляемость их организма к инфекционным и простудным заболеваниям. Привычка гулять и играть в холодное время года закалит не только тело, но и характер ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Игры и физические упражнения зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
2. Там, где проявляется действенная забота о том, чтобы малышам было интересно на площадке (можно было бы поиграть в интересные игры в снежных постройках, посоревноваться в беге, метании и т. д., дети и в зимнее время двигаются много и охотно. Если есть возможность, надо защитить детскую площадку от ветра, например: оградить ее снежными валами, снежными фигурами зверей, сделать сугробы в разных местах площадки, особенно вдоль забора, веранды.
Снег является прекрасным строительным материалом. Из него можно соорудить постройки для разнообразных движений. Хорошо заранее предусмотреть места их расположения, преимущественно по краям площадки. Опыт прошлых лет подскажет удачные варианты размещения, с тем, чтобы середина площадки оставалась свободной для подвижных игр и упражнений.
Благоустраивая игровую площадку, необходимо учитывать конкретные условия, например, к уже имеющемуся на ней возвышению сгрести снег и устроить горку, подсыпать снег к бревну, обложить его кругом снегом – и получится снежный вал, по которому можно ходить, спрыгивая с него, перебрасывать через него снежки. Оставшийся от спиленного дерева пенек послужит основой для снежной фигуры медведя, зайца, оленя, в лапах, которых укреплены корзина, ящик и т. п. Между деревьями, но там, где нет низко свисающих веток, прокладывается лыжня. Из заранее заготовленных сугробов делаются снежные валы (длиной 3-4м) для упражнений в равновесии, бугорки для спрыгивания, открытый неглубокий лабиринт для разнообразных игр. В прочно сделанном валу прокапываются отверстия – ворота для пролезания. По краям площадки располагаются ледяные дорожки для скольжения на ногах, лыжня, горки. Обледенелые места посыпают песком или золой. Для многих игр необходима разметка – обозначение линии «старта», границы «городка», «домиков». Разметку рекомендуется делать синькой или другим красителем, разведенным в горячей воде. Через 15-20 минут проведенные кистью линии полить водой для образования ледяной корочки – это позволит им сохраниться в течение зимы.
3. Особое внимание надо обратить на одежду ребенка, так как его активность во многом определяется ее целесообразностью в зависимости от конкретных погодных условий.
4. Родителям следует быть внимательными к ребенку, занятому физическими упражнениями, чтобы он не превысил свои реальные возможности, а это часто бывает в увлекательных играх и соревнованиях. Покраснение лица, частое «шумное» дыхание, возбуждение, конфликты с товарищами, нарушение координации движений – признаки чрезмерной нагрузки. Необходимо тактично переключить дошкольника на менее подвижную деятельность, но не наказывать полным прекращением движений, когда разгоряченный игрой ребенок может переохладиться.
Часто болеющие дети, имеющие какое-либо хроническое заболевание, особенно нуждаются в регулировании двигательной нагрузки в зимнее время.
Им чаще необходимо чередовать более подвижную деятельность со спокойной. Например: после неоднократного скатывания с горки предложить медленно покатать куклу по ровной дорожке, игру в «ловишки» сменить метанием снежков в цель.
Несомненно, надо учитывать конкретную погоду: наличие ветра, осадков, повышение температуры воздуха к концу прогулки – и постараться не допускать ни перегрева, ни охлаждения играющих детей.
5. Подвижность ребенка также во многом зависит от его двигательных умений, от того, владеет ли он такими естественными движениями, как ходьба, бег, прыжки, метание. Эти движения составляют основу большинства подвижных игр, в которые играют дети. Успех в игре определяется легкостью выполнения двигательных действий.
Взрослые используют зимние условия для упражнений детей в следующих движениях:
* ходьба по следам, ходьба поднимая колени, ходьба приставным шагом вправо и влево, восхождение на горку и спуск с нее, ходьба змейкой между прутиками, вокруг сугроба.
* бег до дерева, куста, змейкой, с горки на горку, наперегонки, с ловлей и увертыванием.
* упражнения в равновесии – ходьба по снежному валу прямо, боком, приставными шагами, перешагивание через снежки, палочки.
* прыжки на месте, и продвигаясь вперед (расстояние 3-4м, спрыгивание со снежного вала или бугорка, прыжки вокруг сугроба на двух и одной ноге.
*подлезание под ветку, в снежном тоннеле.
*метание в вертикальную и горизонтальную цель, на дальность, метание вверх (выше куста, дерева).
«Веселые снежинки»
Играющие разбегаются по площадке. Взрослый: «Ветер подул, закружил снежинки» - ребята кружатся на том месте, где их застал сигнал. Взрослый: «Снежиночки-пушиночки устали на лету, кружиться перестали, присели отдохнуть» - малыши приседают. Затем дети снова разбегаются по площадке, игра повторяется.
«Трудный переход»
На площадке, где имеется снежный вал, снежные бугорки разной высоты (20-30см., расстояние между ними 10-15см, детям можно предложить пройти, сохраняя равновесие, по этим постройкам. Обязательно установить направление движения во избежание столкновения.
«Ледяной биллиард»
На столе выложить бортик из снега, залить водой, оставить уголки свободными. Играют дети кием-палкой, загоняя ледяные шарики в уголки. Выигрывает, кто закатил больше шариков.
«Вороны»
Играющие выполняют действия, руководствуясь словами водящего; слова «Кар-кар, кар-кар» дети произносят вместе с водящим.
Водящий: «Под елкой запушенной скачут по снегу вороны. Кар-кар, кар-кар!» - ребята прыгают на двух ногах вокруг елки, пенька.
Водящий: «Из-за корочки подрались, во все горло раскричались: «Кар-кар, кар-кар» - дошкольники разбегаются по площадке в разные направления.
«Заморожу!»
Ребята стоят по кругу, водящий (им может быть и взрослый) – в центре. Прыгают на двух ногах со словами «Не боюсь» и при этом то разводят руки в стороны, то прячут их за спину. Водящий старается дотронуться до игрока, у которого руки подняты в стороны, - «заморозить»
Увлекательные игры и развлечения зимой на открытом воздухе доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью. Разнообразные подвижные игры – катание на санках, лыжах, коньках, игры со снегом и др. – обогащают содержание прогулок, увлекают детей. Это позволяет увеличить продолжительность прогулок, что особенно важно при низких температурах.
Скольжение по льду
Начиная с 3-4 лет, дети с удовольствием скользят по льду с поддержкой одного или двух взрослых (с обеих сторон).
После того как они освоят скольжение по прямой ледяной дорожке длинной 6-10м, можно перейти на наклонную дорожку длиной до 20м.
На горизонтальной ледяной дорожке поставить флажок и предложить детям скользить до него с одного толчка. Из палок соорудить над дорожкой «дуги» высотой 50см, которые при скольжении нельзя задевать («проезжать в туннеле»). На ледяную дорожку можно положить какой-либо предмет (снежок, кубик) и предложить ребенку во время скольжения нагнуться и поднять его, а на конечном пункте – у флажка – положить его. Все это делается без остановок и падений.
Детям 6 лет можно разрешить скатываться на ногах с небольших (до 1м высоты) деревянных горок. Не разрешайте кататься детям на ледяных дорожках и с горок более 20-30минут.
Катание с горы на санках
Дети 3-4 лет любят кататься на санках по ровной местности и со снежных гор. Дети 5-6 лет поочередно катают друг друга, подталкивая санки сзади или везя их за веревочку. Самым маленьким подойдет горка метровой высоты, а дошкольники могут скатываться с 2-х метровой горки. Чтобы детям было безопаснее подниматься на горку, не забудьте посыпать ступеньки песком.
Не рекомендуется носить санки на горку. Лучше соорудить специальный желоб и везти их по нему. Дети не должны простаивать подолгу в очереди (разгоряченные, они могут переохладиться). Во время катания с горки нужно подбадривать трусишек, сдерживать шалунов.
Можно над горкой на высоте вытянутой руки подвесить веревочку с колокольчиком или мячом, шариком.
Не разрешайте детям перебегать горку с одной стороны на другую, входить на нее по скату, останавливаться после спуска. Учите их садиться правильно на санки (посередине, ноги вытянуты вперед)
Если наступит оттепель и кататься с горок будет нельзя, предложите детям игру в снежки: «Чей снежок самый меткий?»
Установив какой-либо предмет, предложите ребятам попасть в него с расстояния 7-10м. Разнообразьте игру: «Чей снежок улетит дальше?», «Кто бросит снежок выше всех?»
Хоккей с шайбой
В хоккей с шайбой мальчикам можно начинать играть с 5-6 лет. В первое время игру в хоккей рекомендуется проводить без коньков.
Клюшка (поставленная вертикально на лед) должна доходить до подбородка ребенка, стоящего на коньках. Вес шайбы – 50-70г. шайбу вырезают из резины. Ее диаметр – 5-6см, высота – 2-2.5см.
При отработке бросков распределите детей так, чтобы сразу четверо (каждый – в одну из сторон прямоугольника) могли отрабатывать бросок,
Не мешая друг другу. Остальные наблюдают, пока не подойдет их очередь. Упражняются в бросках не по воротам, а в борт.
Заметив, что игра «Порази ворота» детям наскучила, предложите им новые игры : «Сбей фигуру», «Попади в ком снега». Вместо кома снега ставят шайбу, кеглю, городок, кубик, мяч чтобы усилить интерес к игре. Вдоль четырех сторон катка ставят разные или одинаковые фигуры. Дети упражняются в сбивании этих фигур (каждая команда – свою фигуру) с любого количества бросков. Вначале поразить фигуру нужно с пяти бросков, потом – с трех, с одного. Соответственно увеличивается и расстояние до предметов. Помогайте советами тем, у кого шайба «не послушна» или не ладится бросок. Обычно у ребят броски слева получаются лучше, чем справа. Тогда дайте им такое задание: цель (предмет) следует поражать один раз броском слева, другой раз – справа, причем за попадание справа игроку вместо одного очка засчитываются два.
Для более успешного овладения вторым способом ведения шайбы проведите игру «Не сбей кеглю». Она заключается в следующем: на льду устанавливают несколько кеглей (до десяти) или кубиков, льдинок и т. д. в линию, или по кругу, или в квадратах. Задача состоит в том, чтобы, обводя в заданном направлении предметы, не сбить их шайбой или клюшкой (или сбить, но минимальное количество)
После показа третьего способа ведения шайбы – «ведения» с перекладыванием» - предложите игру «Обведи игроков». Все участники с клюшками располагаются по кругу в двух шагах друг от друга. В центре лежит шайба. Вы называете чье-либо имя. Мальчик, имя которого произнесено, выходит из круга и ведет шайбу, обводя участников игры слева и справа за наименьшее количество времени. И так по очереди каждый игрок (но называют их не по порядку). Обводка производится сначала в левую, потом в правую сторону. Продолжительность игры можно увеличивать до трех периодов, по 10мин каждый, с перерывами по 5-10мин, а количество игроков в команде (вместе с вратарем) довести до 7 (возможна замена игроков в процессе сражения). Через каждые 5мин. следует заменять вратаря членами команды.
Объясните детям, что во время игры не разрешается толкаться, ударять клюшкой по рукам, ногам товарища, поднимать клюшку выше плеча, перебрасывать шайбу по воздуху, заходить в зону вратарской площадки.
После пропущенной шайбы игру надо начинать с центра поля. За нарушение правил игрока удаляют с площадки на 1-2мин с заменой его другим игроком. Соревнования по хоккею в этом возрасте не главное. Это один из способов закрепления правильных приемов игры, выработки настоящих взаимоотношений, воспитание мужества.
Хоккей – игра коллективная. Она должна сплачивать детей. Если кто-нибудь из малышей, забросив шайбу в ворота, кричит: «Это я забросил!», объясните, что это не только его заслуга, что без помощи товарищей играть трудно.
Ходьба на лыжах
Начинать ходить на лыжах можно с трех лет. Научить сначала ребенка стоять на лыжах, не теряя устойчивости. Начинающему удобнее кататься в валенках.
Ступающий шаг – первая ступенька на пути овладения лыжной ходьбой.
Ребенок поднимает передний конец лыжи, а пяткой прижимает задний конец и делает шаг вперед. Колени надо держать слегка согнутыми, подав тело чуть вперед, руки расставить в стороны.
При ходьбе на лыжах в морозную погоду приучите малыша вдыхать воздух через нос, а выдыхать через рот. Когда ребенок приобретает первые навыки ходьбы на лыжах (примерно к 5-6 годам, можно натянуть на задник ботинка резинку, а концы ее с крючками зацепить за носковой ремень. Нога приобретет устойчивость, и лыжами будет легче управлять. Лыжник должен делать широкий, свободный размашистый шаг.
Покажите ребенку, как держать лыжные палки: проденьте руку снизу в ремешок палки так, чтобы ремешок пришелся между большим и указательным пальцами. Рука обхватывает палку всеми пальцами. Палки следует ставить в снег на расстоянии 8-10см от лыжи под небольшой наклон. Рука полусогнута, не напряжена. Толчок рукой делается энергичный. Если заметите, что ребенок при ходьбе плохо сгибает колени, предложите ему упражнение, помогающее восстановить утраченный навык: после разбега, как следует, отталкиваясь палками, проехать по инерции под палками, поставленными треугольником (ворота, - через 2-4 ворот подряд.
На более крутые горки ступающим шагом не подняться. Поэтому научите малыша подъему следующими (в зависимости от крутизны) способами:
• лесенкой (когда гора очень крутая) – встать левым боком к горе (лыжи находятся поперек горы, поднять левую лыжу, чтобы пятка и носок были невысоко над снегом. Переставить лыжу на полшага в гору и опустить левым ребром на снег. Тяжесть тела с обеих лыж переносится на левую ногу. Таким же способом поднять вторую лыжу и переставить почти вплотную к первой. Положение палок: левая рука – чуть выше левой лыжи, правая – чуть ниже правой лыжи. Лыжи должны стоять ровно. Если сильно поднять носки, начнешь съезжать спиной назад. В этом случае надо присесть пониже и упасть в левую сторону на снег и, встав, выпрямить ровно лыжи и продолжить движение в гору. Если поставить носки ниже пяток, можно съехать с горы лицом вперед;
• полуелочкой – поставить одну ногу прямо, прихлопнув лыжей по снегу, а вторую лыжу отвести (носок в сторону, лыжа на внутреннем ребре) тяжесть тела на правой ноге.
Катание на коньках
На коньках рекомендуется кататься только детям 5-6 летнего возраста. Коньки лучше прикручивать к ботинкам, а не к валенкам. Покажите ребенку, как надо шнуровать ботинки, а потом попросите: «А теперь расшнуруй и зашнуруй сам».
Следите, чтобы при скольжении на льду ребенок правильно поджимал ногу для толчка – в сторону назад (другая в это время согнута в колене, перенося на нее всю тяжесть тела.
При переходе с утрамбованной снежной площадки на лед коньки порой перестают слушаться ребенка и разъезжаются в стороны. Причина этому – тупые коньки. Следует немедленно их наточить.
При катании на льду следите, чтобы дети двигались в одну сторону, не мешали друг другу, а при падении не хватались за соседа. Если кто-то устал, пусть отдохнет на скамеечке. Если увидите, что ребенок плохо сгибает колени при отталкивании и скольжении, предложите ему проделать такое упражнение. После очередного отталкивания несколько раз присесть и встать, пока не кончится скольжение. Это поможет увереннее стоять на коньках, научит менять высокую и низкую посадку. Когда ребенок усвоит это упражнение, добавьте другое: катание с заложенными за спину руками. Это поможет выработать устойчивую позу при скольжении.
При разучивании поворота влево пользуйтесь такими советами: «Попробуй сначала медленно: разбегайся, перед поворотом скользи на обеих ногах. А теперь на одной левой ноге, а правой отталкивайся в сторону назад» (при этом тяжесть тела – на левой ноге, и ребенок должен ехать влево); «Еще разок. Не теряй равновесия. Сделай два поворота подряд» при повороте вправо все наоборот.
Поворот на двух коньках осуществляется так: после разбега надо скользить на обоих коньках, чтобы тяжесть тела сосредоточилась на средней (и даже ближе к задней) части конька, колени слегка согнуты. Поворот совершается носками коньков, освободившихся от тяжести корпуса, в нужную для конькобежца сторону. Если на первых порах у ребенка не получаются повороты, помогите ему, придерживая его за руку.
Первоначально ребенок проводит на коньках на льду не более 10 минут и занимается не чаще трех раз в неделю. При совершенствовании навыков время пребывания на льду постепенно увеличивается и доводится до получаса.