Приложение МААМ

Консультация для родителей «Игры для развития сенсорики у детей дошкольного возраста»

Ощепкова Евгения
Консультация для родителей «Игры для развития сенсорики у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовила:

учитель-дефектолог

Ощепкова Е. Н.

г. Ярославль,

январь, 2024 г.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и форми-рование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Ранний возраст наиболее благоприятен длясовершенствования деятельности орга-нов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому,

сенсорное воспитание - это одна из основных сторон дошкольного воспитания. Именно сенсорное развитие составляет фундамент общего ум-ственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ре-бенка.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов воспри-ятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умени-ями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (фор-ме, цвету, величине). В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые об-разцы внешних свойств предметов. Сенсорные эталоны цвета представле-ны семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры.

Эталон величины – метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов – это их использование в качестве «единиц измерения» при оцен-ке свойств веществ. Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и яв-лениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.

1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглыеговорит, что они похожи на мячик. То есть, при восприятии одного предмета дру-гой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.

2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные пред-меты, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне опреде-ленное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в по-вседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в иг-ре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и т. д. Особое ме-сто занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко –маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отно-шения могут быть зафиксированы только в словесной форме.

3 этап – на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне вос-приятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, - «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький) дети пе-реходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся вы-страивать сериационный ряд. Соответственно усложняются дидактические игры. Развиваем тактильные ощущения.

Для малыша развитие тактильных ощущений имеет очень большое значение!

Ручки, ладошки, пальчики ребенка – очень важные части его тела, ко-торые отвечают за развитие мыслительной деятельности. В момент при-косновения ребенка к различной поверхности, в его мозгу происходит очень много процессов, которые позволяют ему идентифицировать объект, к которому он прикоснулся. Для развития тактильных ощущений в до-машних условиях можно сделать простую игрушку.

Материал:

• крышечки из-под пюре или сока

• разнофактурные тряпочки и бумажки

• клей

Ход работы: вырезать из различных лоскутков кружочки такого же размера, как и крышечки и приклеить их.

Как играть:

1. Положить все крышечки в непрозрачный мешочек и просить ре-бенка вытащить крышечку с гладкой фактурой (кожа, пушистой (мех, шершавой (бархат, ребристой (вельвет) и т. д.

2. Можно искать пары одинаковых фактур.

3. Можно искать противоположные фактуры (не похожие, например, мех и кожа.

Публикации по теме:

Игры по развитию сенсорики для детей младшего дошкольного возрастаИгры по развитию сенсорики для детей младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Консультация для родителей «Актуальность проектов как особой формы развития детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Всех вас волнует вопрос о том, как развивается ваш малыш, чему новому он научился, какими навыками овладел в дошкольный.

Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики рук у детей младшего возраста»Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики рук у детей младшего возраста» Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Игры для развития сенсорики у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 16 декабря 2024 в 21:28
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Игры для развития сенсорики у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ощепкова Евгения (УИ 3513720) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД