Елена Шахтарина
Консультация для родителей. Игрушки как отражение характера и средство коррекции поведения ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Дети должны жить в мире красоты,
игры сказки, музыки, рисунка, фантазии,
творчества.
В. А. Сухомлинский
Игрушки как отражение характера
и средство коррекции поведения ребенка.
Публикация «Консультация для родителей, Игрушки как отражение характера и средство коррекции поведения ребенка» размещена в разделах
У каждого из нас в детстве были любимые игрушки. И мы с удовольствием вспоминаем о них, став взрослыми. Часто наша привязанность к ним определялась особенностями формирования нашего характера и взаимоотношений с окружающими. По этому поводу есть даже специальные исследования. Например, психологи считают, что детские игры и игрушки могут многое рассказать даже о характере взрослого человека.
Любовь к играм с мячом говорит о том, что перед нами человек действия. Он склонен к долгим и мучительным размышлениям, действует быстро и решительно – его трудно удержать. Между тем для него характерна непритязательность в быту, невнимание к некомфортным условиям жизни. Зато ему важно, чтобы его интересы разделяли близкие люди и были такими же активными, как он.
Куклы свидетельствуют о том, что человеку невероятно интересны общение с другими людьми, мир социальных отношений. Вместе с тем для его характерна погруженность в выбранную роль и игру – он не всегда сам понимает, чего он хочет и каким на самом деле является. Он может предопределять недолговечность отношений с близкими людьми.
Плюшевые игрушки нравятся человеку, который любит новые ощущения и переживания. Он очень эмоционален и впечатлителен, зависим от отношений окружающихся людей. Поэтому ему нужно реализовать свою потребность в тепле и ласке через общение с мягкими игрушками – мишками, собачками и зайчиками. Такой человек может быть источником детской радости жизни для окружающих. Может быть и нытиком, который заражает своими негативными эмоциями окружающих, если чувствует себя обделенным вниманием и любовью.
Краски интересуют душевных людей. Они открыты миру во всех его проявлениях, чувствительны к его радостям и печалям. Чрезвычайно восприимчивы к отношениями с другими людьми. Однако реакция на них может быть разной, в зависимости от того, насколько они позволяют реализовать творческий потенциал такого человека. Так для них могут быть свойственны и агрессия и депрессия, поэтому относится к ним нужно очень аккуратно, не забывая, что их легко ранить.
Интерес к занятию с пластилином и играм с ним свидетельствует о том, что человек склонен к усовершенствованию старой и к созданию новой реальности. Окружающие так привыкают к этому, что постоянно ждут от него изменения обстоятельств и окружающего мира к лучшему. Между, тем его может тяготить такой груз ответственности. Такому человеку самому тяжело провести грань между вымыслом и действительностью.
Конструкторы нравятся тем, кто не очень любит что то менять в себе и не в восторге от неожиданностей, которая дарит жизнь, предпочитая привычный ход событий. Вместе с тем такие люди, задумав что – то, не сворачивают с выбранного пути, проявляют упорство и целеустремленность, даже упрямство, и достигают задуманного.
Страсть к солдатикам характерна для людей, которым нравится намечать стратегические цели и решать тактические задачи, осуществлять маневры. Поэтому они предварительно планируют свои действия, легко адаптируясь под изменяющуюся информацию. Любят соревноваться и, конечно, побеждать. Потом эта страсть переходит в увлечение к шашкам, шахматами и компьютерными играми.
Книги любят мечтатели. Для них характерны любознательность и пытливый ум, склонность к путешествиям. Увлекаясь вымыслом и фантазиями, они могут быть совершено беспомощными и безразличными к будничной жизни и проблемам повседневности.
Игровой практикум для родителей
«МАМА ПОИГРАЙ СО МНОЙ!»
Подобные просьбы детей нередко ставят родителей в тупик. «Разве ты не наигрался в детском саду?» или «Поиграй сам, мне сейчас некогда», - может ответить мама и папа. Малыш отходит, огорченный, или продолжает настаивать. Дети очень любят играть со взрослыми, но не все взрослые это понимают умеют оценить это весьма короткий в их жизни момент. Отказ взрослого может не только обидеть ребенка, но и лишить его столь ценного для него развивающего общения с близким взрослым. Для иллюстрации приведу содержание разговора с одной мамой и её дочкой 4 лет.
Вот любимая мама вечерами стала долго засиживаться за компьютером. Дочь, не смотря на ласку бабушки и дедушки, пристает к ней, зовет играть, нажимает на клавиатуру, но получает только раздражение. В семье вспыхивает конфликт между поколениями из – за дефицита внимания к малышу.
Конечно, здесь выход только один: близкие, особенно папа и мама, должны все же находить время для игры с ребенком. Ребенок не способен променять «живое» общение родителей на материнские блага. Если же он удовлетворяется дорогими подарками, не испытывая потребности в общении с родителями, взрослые виноваты в этом сами.
Играя с ребенком, можно лучше понять его мироощущение, ценностные установки, эмоциональные особенности, проблемные зоны его отношения к окружающим, самим собой. Игра для ребенка так же отдых. Умиротворяющая деятельность, он испытывает покой и счастье. Ребенок, который очень нервничает и боится, не может сосредоточиться на игре. Такие ситуации можно видеть во время сложной адаптации его к детскому саду. Ребенок плачет, не видит ничего вокруг от слез, не может свободно двигаться. Воспитатель пытается успокоить его, затевая игру, что часто отвлекает малыша от мыслей о маме.
Игра с ребенком в домашних условиях также способна вернуть ему душевное равновесие. Детям бывает трудно выразить свои переживания на словах. Чувства они могут прожит в игре, выбирая определенный материал, действуя с ним определенным образом, вновь и вновь проживая значимые ситуации. Игровая терапия все чаще используется, служа адекватным методом коррекции душевных переживаний ребенка. Г. Л. Лэндрет, В. Экслайн и другие игротерапевты рассматривают игру как процесс взаимодействия ребенка и взрослого «здесь и сейчас», в котором на глубинном ценностном уровне происходят собирание и укрепление собственного «Я» ребенка, моделирование настоящего и будущего. Наши беседы и нотации не греют душу ребенка, это же не его опыт. Однако в игре он получает возможность взглянуть на проблему со стороны, научиться управлять своими чувствами. В этом и заключается терапевтический эффект. Взрослому, преследующему цели терапевтической поддержки ребенка, следует создать особую доверительную и безопасную для детской самооценки игровую среду, когда ребенок может без опасения выражать через игру свои эмоции.
Литература: «Игровая среда в домашних условиях». Методическое пособие/ под ред. Н. В. Микляевой.