Ольга Грунина
Консультация для родителей «Игровые технологии как оптимальное средство повышения эффективности коррекционной работы»
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом возрастает число детей, имеющих ЗПР, недоразвитие речи. При этих нарушениях имеют место несформированность всех сторон речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, слоговой стороны связной речи. Кроме того, у них отмечается слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью. Возможности детей ограничены, дети чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях. Это влияет на эмоциональное благополучие, его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки оказывается недостаточным для освоения процесса письма, формирует в дальнейшем трудности в школьном обучении. Чтобы легко учиться, чтобы на высоком уровне определить форму предмета, размер, у ребёнка должны быть хорошо развиты не только окологлазные мышцы,но и скоординированные движения мышц обеих рук. Значит научим руки ребёнка быть ловкими и умелыми и тогда он сможет познать многое и разное.
Публикация «Консультация для родителей „Игровые технологии как оптимальное средство повышения эффективности коррекционной работы“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2020
Как донести до маленького человека учебный материал, чтобы он воспринял его, получил и закрепил определённые умения и навыки, чтобы процесс этот протекал естественно, без напряжения, интересно «Интересно – значит легко». Эти слова принадлежат Е. Водовозовой, русскому педагогу, написавшей эти строки 100 лет назад.
Эту проблему могут решить игровые технологии, т. к. ИГРА и есть для дошкольников ведущий и наиболее приемлемый вид деятельности.
Игры – шнуровки, идея создания которых принадлежит М. Мантессори, развивают мелкую моторику, пространственное ориентирование, формируют умение шнуровать, учат концентрировать внимание, укрепляют пальцы.
Чтобы ребёнок хорошо освоил технику шнурования начинаем с самых простых, затем переходим к более сложным, во время игр знакомим с качеством материала, цветом, формой.
Ребёнку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
Игра «Садовник» развивает цветовое восприятие, закрепляет знание геометрических фигур, формирует навыки счёта и отсчёта, развивает интерес к коллективной работе.
В игре «Павлин» у детей формируется умение выделять цвет, форму, отношения по величине. Дети осваивают категории : справа, слева, в середине.
Развивающая игра имеет две цели: одна из них развивающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребёнок. Для нас важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Игры «Подбери по форме», «Найди на что похоже» формируют умение детей соотносить форму предмета с геометрической фигурой, воспринимать плоскостную форму предметов, упражняют в выделении одного признака, отвлекаясь от других.
Дети с ЗПР пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым приходится постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей.
Игры «Рыболов», «Светофор» учат детей узнавать цвет, развивают внимание, быстроту реакции, развивают точность движений, способствуют запоминанию цифр.
Игра «Африка» знакомит с целостностью предметов, развивает координацию движений рук, ориентировку на ограниченной поверхности.
В игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с ЗПР, у которых опыт действий с предметами значительно обеднён и не обобщён.
При подборе игр для детей с ЗПР необходимо преследовать коррекционные цели и учитывать особенности развития дошкольников. Большинство детей, поступающих в группы для детей с ЗПР, испытывают большие трудности в общении со сверстниками, не владеют способами усвоения общественного опыта. Если дети в норме прекрасно действуют по подражанию, по образцу, словесной инструкции, то дети с ЗПР должны научиться этому.
Многофункциональное игровое пособие «Теремок», целью которого является использование игровых технологий в коррекционной работе, решает ряд образовательных задач.
Кровельщик
Цели: Развитие тактильной чувствительности, формирование представлений о различных свойствах бумаги
Игра «Высокий забор» закрепляет представления о величине, развивает координацию движений рук.
Игра «Угощение для зверей» развивает тактильную чувствительность, формирует представления об объёмных формах.
Игра «Кто в тереме живёт» развивает мелкую моторику при откручивании и закручивании пуговиц, речевое общение
Поможем клоуну собрать мячики
Цели: Развитие сенсомоторных координаций, освоение категорий влево, вправо, вверх, вниз.
Весёлая клумба
Цели: Развитие мелкой моторики, умения вести счет и отсчёт
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественного подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего учебного процесса. Обучение с применением игротерапии должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.