Эльмира Рафикова
Консультация для родителей «Играют девочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Играют девочки
ИГРА – это школа эмоциональности, воображения и фантазии, динамичного и гибкого мышления, принятия и разыгрывания ролей, общения со сверстниками и взрослыми. Игра - это школа самостоятельности и независимости, инициативности и творческого самовыражения [10]. Игра– это самостоятельная психическая реальность, уникальный и неповторимый мир детства. В игровой деятельности ребенок дошкольного возраста познает, учится проявлять удовольствие от общения и преодолевать негативные эмоции, совершенствовать свои возможности и способности к проигрыванию различных ролей.
Публикация «Консультация для родителей „Играют девочки“» размещена в разделах
Уже к году различия в развитии психики мальчиков и девочек проявляются в игре. Это значит, что у разнополых детей по-разному функционирует мозг, обозначаются разные пути его развития. Девочкам для игры не нужно большой территории, достаточно угла в комнате или небольшого места на улице, чтобы долгое время играть, например, в «дочки-матери». Игры девочек основаны на межличностных отношениях и не содержат правил. Если и задаются какие-то правила, то они меняются сразу при изменении ситуации [9].
В соответствии с восприятием себя как человека определенного пола, ребенок выбирает себе игровую роль. В игре дети часто группируются по признаку пола, обнаруживается доброжелательное отношение к детям своего пола и пристрастное отношение к детям противоположного пола. Это очень важно для процесса становления самосознания, когда ребенок учится представлять и осознавать свой образ со стороны (Мухина В. С.).
Э. Эриксон выявил половые различия в использовании игрового пространства: для мальчиков характерно использование высоты, падания, интенсивного движения. Для девочек – статичные интерьеры, незначительно огороженные, открытые для вторжения.
В центре внимания и интересов девочки с раннего детства находятся человек и сфера его бытия – взаимоотношения между людьми, предметы потребления. Девочки склонны к попечительской деятельности – ухаживать, нянчить, проявлять заботу, наставлять поучать, критиковать. Эта склонность выражает первые проявления материнских функций. Девочки чаще используют различные предметы по их прямому назначению, в то время как мальчики нередко сознательно ищут для них неожиданное применение. Девочек меньше интересует устройство предметов. Игрушки, как правило, ломаются случайно. Девочки в процессе игры, как правило, не принимают решений. В игре девочки обрабатывают навыки общения, часто апеллируют к старшим в случае конфликта, владеют связностью, описательностью изложении. В речи более склонны к описанию подробностей, часто говорят о людях.
Девочки могут приспособить к игровому сюжету любую деталь от предмета, не пытаясь вникнуть в составляющие элементы. В их игре важна эстетика: чистая скатерть, красиво расставленная посуда, аккуратно одетые куклы. Из отдельных элементов девочка создаст эстетически украшенное пространство, обыграет сюжет: пригласит гостей на праздничный обед, угостит, поговорит, развлечет и т. д. Девочки терпеливы, аккуратны, добросовестны. В свободное время виды деятельности у девочек не очень разнообразны, но весьма организованны. Их внимание привлекают конкретные явления, они склонны к чувственным наглядным представлениям.
Игры девочек чаще опирается на ближнее зрение, игры мальчиков – на дальнее зрение. Соответственно, девочки играют в ограниченном пространстве, а мальчикам характерно бросание предметов, использование всего предоставленного им пространства.
По результатам исследования известно, что любимые увлечения девочек дошкольного возраста – художественная гимнастика, плавание, музыка, английский язык, рисование, коллекционирование, просмотр мультфильмов и прогулки по парку. Любимые игрушки – куклы, мягкие медведи, белки, свинки, попугаи, львы, тигрята, с которыми девочки играют в сюжетно-ролевые игры [7].
Девочки «социальнее» мальчиков, более внушаемы, нуждаются в стимулах, основанных на слуховом восприятии. Они чувствительны к интонации, к форме и публичности оценки. В игровой практике дети усваивают не только социальные роли, но и образцы поведения, общения мужчин и женщин. Образец поведения, заложенный в определенной роли, становится эталоном, с которым ребенок сравнивает себя, контролирует свое ощущение. В процессе игры ребенок переходит в мир высших форм человеческой деятельности, взаимоотношений.