Фильчукова Марина
Консультация для родителей «Играя — развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Именно «Дефицит общения» является проблемой развития речи у детей. Ведь нередко дети, не имеющие проблем в умственном и психическом развитии, испытывают значительные трудности в овладении речевых навыков и умений. Этому есть несколько причин, одна из них недостаточность опыта речевого общения.
Публикация «Консультация для родителей „Играя — развиваем речь“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
В быстроменяющемся, современном информационном мире, родители просто не находят достаточно времени для своих детей. В большей степени они озабочены вопросом обеспечения детей всем необходимым, вопросом удовлетворения их физиологические жизненно-важные потребности, забывая о такой важной потребности, как речевое общение.
Дефицит общения – проблема развития речи у современных детей.
От того, насколько ребёнок чётко и красиво говорит, умеет ли выразить свои мысли, зависит его успешность в дальнейшей жизни, в учебной и профессиональной деятельности.
В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со всеми членами семьи, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.
Не стоит забывать, что речь дети усваивают на подражательном уровне, поэтому взрослым необходимо следить за своей речью, быть для ребёнка примером (исключить из речи жаргонные словечки, не сюсюкать, правильно и чётко говорить).
Очень важным этапом в развитии речи является переход от диалогической речи к различным формам монологической. Диалогическая речь – это простая форма речи, которая состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонации, которые могут изменять значение слова. Не имея навыков общения, дети испытывают трудности даже в этой простой форме речи. Необходимо развивать у детей умение строить диалог – спросить, ответить, объяснить, попросить, пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого рекомендуется проводить с детьми беседы на самые различные темы, связанные с жизнью в семье, в детском саду, о его отношениях с друзьями и со взрослыми, о его интересах, желаниях. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста.
Монологическая речь более сложная и в большей степени произвольная. Говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на ее основе высказывание. Монологическая речь – это организованный и относительно развернутый вид речи. Владение связной монологической речью – одна из центральных задач речевого развития детей.
У детей в период дошкольного детства необходимо развивать и совершенствовать все стороны речи (грамматическую, лексическую, фонетическую, связную). Связной считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики, представляющая собой единое целое, обладающая относительной самостоятельностью, законченностью.
Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников.
Развивать речь необходимо в игровой форме и делать это можно где угодно, не затрачивая на это много времени. Например: по дороге домой, в магазин, детский сад, на кухне при приготовлении еды, на даче, в транспорте и т. д.
При работе по развитию речи можно использовать следующие игры:
«Отгадай, на что я смотрю?»
Ребёнок (или родитель) по дороге в детский сад находит предметдля описания и, не называя его, описывает его признаки, его предназначение, а родитель (или ребёнок) отгадывает предмет.
«К чему относится?»
Взрослый называет какой-либо предмет, а ребенок называет обобщающее понятие, к которому этот предмет относится.
Например: заяц – животное, карась – рыба, диван – мебель и т. д.
«Потому и почему»
Цель игры - научить детей задавать вопрос: «Почему?» и отвечать на него, используя союз «…потому что».
«Назови лишний предмет»
Вы называете ребенку серию обобщающих слов, среди которых
Находится одно, не подходящее данному понятию. Ребенок называет лишнее слово.
«Бывает – не бывает»
Предложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает – не бывает», например: весной созревают яблоки.
«Отгадай слово».
Предложите малышу отгадать слово, которое вы задумали,
пользуясь подсказками, например: круглое, румяное, красное (яблоко)
«Скажи наоборот».
Вы называете ребенку прилагательное или глагол, ребенок подбирает
противоположное по смыслу слово. Пример: старый – молодой, стоит – идёт и т. д.
«Кто больше придумает слов»
Вы называете ребенку предмет, ребёнок придумывает к нему слова– прилагательные. Пример: дом – кирпичный, высокий, крепкий и т. д. Затем вы меняетесь ролями: ребенок называет слово, вы подбираете
Наряду с речевыми играми обязательно также развивать у детей навыки : в пересказе текстов, рассказывании сказок, составлении описательных и повествовательных рассказов, в отгадывании загадок, выразительном рассказывании стихов.
Мышление – это внутренняя речь. И от того как происходит развитие речи, зависит развитие мышления
Вариантов таких игр и упражнений может быть множество. Все зависит от фантазии взрослого, от его умения заинтересовать ребенка.
Играйте! Увлекайте! Удачи!