Русудан Джанашия
Консультация для родителей «Играя приучаем ребенка собирать свои игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей : "Играя приучаем ребенка собирать свои игрушки"!
Для ребенка слова НАДО и ОБЯЗАННОСТЬ – пустой звук, заставить малыша делать то, что он не хочет – практически невозможно. Кричать, ругаться и требовать, сейчас же убрать свои игрушки – бесполезно, это может вылиться в реку слез и грандиозную истерику.
Предлагаем Вам ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА, которые помогут вам научить ребенка убирать свои игрушки :
Публикация «Консультация для родителей „Играя приучаем ребенка собирать свои игрушки“» размещена в разделах
прежде всего, первое время, убирая игрушки самостоятельно, делайте это с удовольствием. Ребенок не должен видеть, какое это нудное и скучное занятие. Пусть он видит, что Вам это доставляет радость;
затем предложите ребенку помочь Вам. Начните убирать сами, а потом попросите помощи крохи. Не сердитесь, если ребенок первое время будет отказываться, и не прекращайте убираться. Пусть он видит, что вы справляетесь, но с ним вам будет легче. Если ребенок согласился, похвалите его;
когда убираете с ребенком игрушки, можно напевать веселую песенку: Мы игрушки убираем, раз, два, три. По местам их расставляем, посмотри. Раз игрушка, два — игрушка, три игрушка;
придумайте в комнате специальные места для игрушек. Машинки могут стоять в гараже, куклы спать в домике, книжки лежать на полянке. Интересно названные детские места для игрушек будут притягивать ребенка, и он в игре сам научится убирать игрушки на свои места;
придумайте игру, это могут быть бабочки или пчелки, собирающие мед (игрушки) или пыльцу (можно из бумаги сделать ребенку крылышки) в домик. Можно объяснить ребенку, что игрушки целый день работали, а теперь им пора по домам, а, чтобы они не заблудились проводить их до дома (ящика, в общем, проявите фантазию.
И всегда помните – мы не делаем уборку. Мы ИГРАЕМ!
Для каждого вида игрушек и всяких нужных штучек можно придумать свою коробку (свой домик). Название домиков зависит от Вашей фантазии – «Домик для мягких игрушек», «Домик для кубиков» и т. д. Важно, как можно ярче оформить домик, это можно сделать опять-таки с помощью ребенка, используя вырезанные картинки из журналов, или просто цветную бумагу. Поверьте, ребенок, сделавший своими руками домик для игрушек – будет использовать его по назначению и, по окончании дня, отправлять туда своих «друзей». Расставьте коробки аккуратно в комнате на полу или на полках.
Волшебная коробка
В волшебной коробке должны жить и волшебные сказочные герои – говорящие зайцы и мишки, принцессы и принцы. Она должна быть больше, ярче и красивее других оформлена.
Ленивая коробка
В этот вид коробки можно отправлять те вещи, которые не относятся непосредственно к игрушкам, но ребенку они интересны – болтики, винтики, старые поварешки и другую утварь ненужную родителям, но так необходимую ребенку.
Важная Коробка
В эту коробку мы складываем то, что необходимо для рисования, лепки, аппликаций. В эту же коробку можно сложить то, что нельзя хранить в игрушках – ножницы, подушечку с иголками, клей и т. д. Вещи – носочки, маечки, штанишки, аккуратно развешиваем на спинку стула или отправляем спать на полку в шкаф. Ни в коем случае в процессе уборки не повышайте голос на ребенка и, уж конечно, нельзя его ругать или наказывать за что-то, сделанное неправильно. Научить ребенка убирать игрушки в раннем возрасте очень важно, ведь потом это поможет маме приучать ребенка наводить порядок в комнате, быть аккуратным и внимательным к своим личным вещам.
Почему ребенок не хочет убирать игрушки?
Прежде чем придумывать игры для уборки, психолог советует разобраться, почему ребенок не хочет наводить порядок в комнате, несмотря на ваши просьбы. Вот самые распространенные причины:
— Игрушек дома слишком много
Тогда они перестают быть ценными и значимыми для ребенка. Если какая-то из них потеряется, его это не расстроит. «Ну, сломается, ну, потеряется, их же полный дом», — так может рассуждать ребенок, поэтому не стремится класть вещи на свои места. Кроме того, убирать завалы игрушек, занявших всю квартиру, гораздо сложнее психологически. Поэтому первое, что должны сделать родители, — это ограничить количество игрушек.
Скажите ребенку : «Если ты не хочешь убирать игрушки, значит, от них устал, они тебе не нужны. Поэтому мы можем отдать их другому ребенку или убрать в шкаф на несколько месяцев, чтобы они тебе не мешали. Оставь только нужные тебе вещи, остальные я уберу или кому-нибудь отдам». Важный момент: говорите об этом без угроз, а дайте ребенку право выбора : убрать игрушки, сложить их в шкаф на время или отдать кому-то другому.
— Нет удобных и понятных мест для хранения игрушек
Чтобы ребенку было легче убирать в комнате, организуйте в ней определенные места для хранения игрушек. Ребенок без проблем должен до них доставать, они должны легко открываться и закрываться. Это могут быть специальные контейнеры, в которые легко складывать машинки, конструктор и кубики. Такие коробки будет здорово подписать словами или с помощью наклеек. Для того чтобы найти свою любимую игрушку, ребенку не нужно будет высыпать на пол содержимое всех ящиков.
— Уборка для ребенка — это наказание и боль
«Если будешь плохо себя вести, будешь сам убирать свои игрушки», «Думаешь, мне нравится убирать? Терпеть это не могу!» — подумайте, не общаетесь ли вы таким образом со своим ребенком, убеждая в том, что уборка — это скучно и тяжело? Объясняйте и показывайте на своем примере, что родители убирают не потому, что так надо, а потому что им приятно, когда дома чисто, красиво и просторно. Тогда уборку дети будут воспринимать как приятное занятие.
— Ничего не случится, если ребенок не уберет игрушки
Проанализируйте, что вы делаете, если ребенок отказывается убирать игрушки? Если мама как всегда покричит, а потом придет и все сделает сама, то ребенок просто не видит смысла напрягаться. Аналогичная история, если после родительских угроз игрушки остаются разбросанными на полу, а мама просто об этом забывает.
Объясните ребенку, что когда вы убираете игрушки вместо него, времени на игры и чтение книг не остается. Если малыш все равно отказывается от своих обязанностей, важно не идти на уступки и в этот вечер заниматься своими делами. А если ребенок приходит на помощь родителям, освободившееся время обязательно уделите общению. Ребенок поймет эту закономерность, и у него появится естественный стимул наводить порядок в комнате. Ведь тогда мама сможет с ним поиграть.
— У ребенка нет алгоритма уборки
Для взрослых фраза «Убери игрушки» звучит понятно, для ребенка — очень туманно. Для него уборка — это гигантская глыба, к которой он не знает, как подступиться. Помогите ребенку понять, что нужно делать и в каком порядке. Давайте в процессе уборки четкие задания: «Поставь книги на полку, убери машинки в контейнер, сложи конструктор в ту коробку». Тогда уборка не будет казаться ребенку слишком сложной задачей.
— Ты все делаешь не так!
Любой процесс, который сопровождается тонной критики и замечаний, удовольствия вызывать не будет. Сравните: «Ты неправильно сложил машинки, я же тебе уже сто раз показывала, как это нужно делать» или «Как здорово становится в комнате после уборки. Посмотри, сколько свободного места стало. А игрушки так рады и говорят тебе: «Спасибо, Маша». Рассказывайте при ребенке своим знакомым о том, что у вас растет настоящий помощник, и мама ему очень благодарна. Это тоже отлично работает.
— Разрушение игры
Иногда ребенок протестует против уборки, потому что ему не хочется разрушать созданный им мир — волшебный замок или лабораторию для опытов. Возможно, с нашей точки зрения «замок» выглядит как свалка, но для ребенка это большая ценность. В таком случае можно разрешить оставить неразрушенным его «волшебный мир». Попросите убрать все остальное. Превратите уборку в игру Если вы ограничили количество игрушек, организовали удобные места для их хранения и создали позитивный образ уборки, то заинтересовать ребенка самим процессом можно с помощью игр. Вот несколько идей, благодаря которым уборка игрушек станет веселой игрой, а не ненавистной задачей.
— Карта местности
У дошкольника еще нет алгоритма уборки, поэтому можно нарисовать для него «карту местности». Это может быть ватман или лист А4 с картинками или наклейками, которые будут обозначать «Лего-горы», «Остров зверей», «Город машин», «Кукольный замок». На контейнеры или полки нужно приклеить такие же значки, как и на карте. Скажите ребенку, что игрушки не могут найти свои домики, их нужно расселить по городам, замкам и долинам.
— Робот
Предложите ребенку побыть роботом : «Пиу. Бип-бип! Ты ро-бот! Делай три шага от стола. Команда выполнена. Собрать все кубики в коробку. Команда выполнена. Потанцевать. Команда выполнена. Мишку на полку». Если вы видите, что ребенку становится скучно, предложите поменяться ролями: вы будете роботом, а он управлять вами, и так по очереди.
— Бомба
Заведите таймер на 10-20 минут и скажите ребенку, что нужно убрать игрушки, пока бомба не взорвалась. Если ребенок не любит «скоростные» игры, можно просто сказать ему, что убирать нужно всего лишь 10 минут до звонка таймера. А потом будет возможность заняться чем-то другим, что он любит.
— Сказка
Можно придумать для уборки сказку о волшебном городе Беспоряндии или рассказать о том, как зайчик потерялся среди гор игрушек. Примеры таких сказок можно найти в интернете. Запомните тот вариант сказки, который понравится вашему ребенку, и разыграйте ее во время уборки.
— Пылесосный монстр
В шуточной форме скажите ребенку : «Всем внимание! Происходит вторжение пылесосного монстрика! Он засасывает все, что встречает на полу. Игрушки, спасайтесь!» Это должно выглядеть весело для ребенка, не переигрывайте, чтобы не напугать.
— Изобретатель
Собирать игрушки гораздо веселее с помощью какого-нибудь крутого приспособления. Это может быть ковер-самолет, роль которого может сыграть крышка из-под обувной коробки: в нее на лету можно собирать конструктор и переносить на место. Другой вариант — поезд из контейнеров, который забирает по пути пассажиров-игрушек, или клешне-нос (снежколеп, который ловит сбежавшие игрушки и сажает их в «ловушки» (контейнеры).
— Клад
Расскажите ребенку, что ему пришло письмо, в котором написано: «Где-то в комнате среди беспорядка спрятан волшебный клад, и он становится видимым только тогда, когда все вещи окажутся на своих местах». Пока ребенок будет убирать, незаметно положите на видное место какой-то маленький сюрприз: наклейку, маленькую игрушку, сладость или давно забытую игрушку. Важно, чтобы подарок был небольшим. Нужно не покупать уборку, а создавать ассоциацию того, что наведение порядка — это приятное дело.
— Отправьте лишние игрушки в «отпуск»
Объясните ребенку, что все игрушки, которые он не хочет убирать, отправляются в отпуск: «Они устали грустить на полу, им пора отдохнуть». Ребенок начнет убирать любимые игрушки на место, чтобы он мог с ними вскоре поиграть. А те, что останутся на полу, спрячьте на месяц-другой в шкаф. Но будьте непреклонны и строго следуйте правилу: возвращать игрушки из отпуска раньше времени нельзя.
— Организуйте в комнате островок беспорядка
Чтобы ребенку проще было принять факт уборки, можно разрешить ему оставить небольшой островок беспорядка в комнате. Объясните, что там можно не убирать, а вот остальную территорию нужно «очистить» от игрушек.
— Предложите принцип: «Я за тебя, ты за меня»
Скажите ребенку : «Я вижу, что тебе ужасно не хочется убирать игрушки. Давай меняться? Я уберу твои игрушки, а ты выполнишь какое-нибудь мое дело: помоешь ложки, польешь цветы, протрешь пыль. Будем меняться?» Это отличный способ распределить работу по дому на всех членов семьи, ведь дети обычно с радостью берутся за дела взрослых. Некоторые домашние заботы вполне можно делегировать ребенку уже с 2-3 лет.