Нигматуллина Эльвера
Консультация для родителей и педагогов «Этикет и культура поведения»
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы:
1. Что такое этикет?
2. Истоия этикета.
3. Что должен знать об этикете современный воспитатель?
4. Теоретические основы обучения детей правилам этикета.
Что такое этикет?
-это порядок поведения, выработанный обществом для успешного и приятного общения людей.
Этикет-слово французского происхождения, означающее манеру поведения.
История этикета очень интересна и ее знание принесет нам, воспитателям. Несомненную пользу, т. к. детям мало сказать: «делай так, а не иначе», надо объяснить, почему и умело объяснить.
Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Этикет и культура поведения“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Культура поведения для детей
- Темочки
В средневековье, например, считалось высшим проявлением благородства и изысканности, когда кавалеры садились с дамами за обеденный стол парами, ели из одной тарелки и пили из одного бокала. Рациональное звено этого обычая-внимание к женщине-сохранилось и до наших дней, а вот есть из одной тарелки стало преданием давно минувших дней.
Со времен древнего Рима пришел к нам обычай гостеприимства. Скандинавы впервые ввели в этикет правило предоставлять наиболее почетное место за столом самому уважаемому гостю.
Возможно, мало кто знает, почему мужчина должен идти по улице слева от женщины. Всего лишь 200-300 лет назад мужчины носили на левом боку оружие- саблю, шпагу. И чтобы оружие не задевало женщину, если она рядом, становились слева от нее. Обычай сохранился до наших дней «Уважение к минувшему-вот черта, отличающая образованность от дикости»- говорил Пушкин.
Этикет в самом широком смысле-это правила общения людей. Само слово «Этикет» вошло в международный обиход в 17 веке. Как-то на одном придворном приеме во времена правления французского короля Людовика 14 гостям раздали карточки с перечислением некоторых правил поведения. От их французского названия и произошло слово Этикет, позднее вошедшее в языки многих стран. Высшие круги французской аристократии предчертанием судьбы считали право диктовать изящество своих манер другим европейским странам. В 1713г. во Франции издали книгу с перечислением правил этикета, разошедшуюся затем по многим европейским странам. Называлась она «Искусство галантных бесед, или как стать человеком с хорошими манерами».
Стремились не отставать и в России. При Петре 1 трижды издавали пособие для юношества «Юности честное зеркало или показания к житейскому обхождению». В этой книжке вслед за азбукой и циферью излагались правила как общаться в свете, сидеть за столом, какую позитуру принимать при поклоне. Петр стремился привить русскому народу европейскую культуру. Целая глава в книге посвящена поведению за столом и большинство правил годиться и сегодня:
«Не хвато первы блюда и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало. Не сопи, егда еси. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою, не пей, пока пищи не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом
Хлеба, приложа к груди, не режь. Ешь, что перед тобой лежит, а инде не хватай.
Над ествою не чавкай, как свинья и головы не чеши. Не проглотив куска не говори. Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего.
Русская императрица Екатерина 2 заставляла придворных, не блиставших своими манерами, придерживаться «Эрмитажного устава» Среди прочего Устав требовал: говорить умеренно и не очень громко, дабы у прочих уши и голова не заболели. Далее предписывалось: «Ссоры из избы не выносить, а что зайдет в одно ухо, то бы вышло в другое прежде, нежели выступят из дверей. За нарушение этого указания гостю навсегда закрывался доступ на приемы к императрице.
Пушкин в романе «Евгений Онегин» очень замечательно обличал манеры высшего света, а его Татьяна выделялась своими простыми и скромными манерами:
Она была нетороплива
Не холодна, не говорлива
Без взора, наглого для всех
Без притязаний на успех Без этих маленьких ужимок
Без подражательных затей
Все тихо, просто было в ней
В современном российском обществе происходит переоценка многих явлений, среди которых занимает этикет.
-какое влияние этикет оказывает на культуру поведения педагога?
Надо ли обучать дошкольников правилам этикета?
Чтобы разобраться в сути явления, следует прежде всего обратиться к понятиям поведенческой культуры и первое из них- поведение. Поведение-это образ жизни и действий. Культура поведения-это совокупность форм и способов поведения человека, в которой находит отражение нравственные и эстетические нормы, принятые в обществе.
Культура поведения педагога несет в себе двойную нагрузку-
Как характеристика отдельного человека в обществе
Как педагога, оказывающего воспитывающее воздействие на детей.
Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм нравственного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Она рассматривается в 3-х компонентах:
-культура деятельности, проявляемая ребенком во время занятий, в игре, при выполнении поручений.
-культура общения (с детьми, взрослыми)
-кгн.
Какие наиболее важные нравственные качества мы хотим видеть в наших детях?
-вежливость
-речевой этикет-неотъемлемый компонент вежливости
-деликатность-сестра вежливости
-тактичность и чуткость
-скромность
Общительность и дисциплинированность
Этикет должен иметь практическое применение, являться общепринятым поведенческим критерием. Именно перед воспитателем стоит задача по формированию у детей культуры поведения. Чтобы профессионально решать данные задачи, мы должны четко представлять структуру этикета-его формы, виды и разновидности.
По форме этикет подразделяется на
-речевой (владение нормами и правилами речевого этикета)
-неречевой-это поступки и действия.
Виды этикета: дипломатический, придворный, воинский, общегражданский и др.
В основе поведения воспитателя лежат требования этикета педагога.
Педагогический этикет появляется в различных сторонах жизни и деятельности воспитателя, в профессиональном имидже, речевой манере, в реальном поведении. Несоблюдение педагогом этикета негативно влияет на педагогическую деятельность так, безвкусный или легкомысленный стиль в одежде вызывает недоверие и раздражение родителей.
По разновидностям этикет можно разделить:
Деловой, семейный, столовый, гостевой, подарочный, танцевальный, свадебный, телефонного разговора, письма и т. д.
Человечеством выработано огромное множество поведенческих правил, но все они строятся на принципах этикета, т. е на основных положениях:
1. Целесообразность соблюдения правил этикета (например, перебивая собеседника, мы проявляем невоспитанность, но и можем упустить важную нить разговора)
2. Нравственно-моральная требовательность (поступать с другими так как хочешь, чтобы поступали с тобой)
З. Прочность поведенческих манер (поведенческие манеры нужно постоянно отрабатывать, должна быть привычка к поступку)
4. Отсутствие мелочей в поведении (нельзя считать себя профессионалом, не обращая внимание при этом на свой внешний вид-грязные волосы, мятая одежда)
5. Эстетичность поведения (нужно постоянно работать над речью, манерами, поступками)
6. Уважение к национальным обычаям и традициям разных народов (в детском возрасте начинается формирование отношений к детям разных национальностей)
7. Требовательное отношение к собственному поведению и терпеливое к поведению окружающих людей (если не носит аморальный характер)
В российском обществе в настоящее время в условиях рыночных отношений корректируются поведенческие правила. Возникновение класса собственников приводят к изменениям в нравственных и поведенческих установках, и это обуславливает необходимость удержаться в нормах приличия и порядочности, сохранить все положительное из предшествующего поведенческого опыта.
Теоретические основы обучения детей правилам этикета
В детском саду ребенок попадает в мир, в котором соблюдение поведенческих правил необходимо для комфортного сосуществования детского коллектива. Воспитатель терпеливо, ежеминутно формирует представления своих воспитанников о нормах и правилах поведения. Он должен расширить и скорректировать эти знания, привести их в систему, принятую в обществе.
Механизм формирования в дошкольном учреждении культуры поведения можно выразить следующим образом (приложение №1)
Так происходит позитивное воздействие взрослого на ребенка.
Для воспитания этикетного поведения необходимы следующие
Условия:
1. Позитивный настрой ребенка (увлекающие детей приемы способствуют проявлению у ребенка желания обучаться правилам поведения);
2. Пример взрослых (ребенок всегда оценивает поступки взрослых, прощает или не прощает допущенные им ошибки) Ушинский писал: «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказания и поощрения»
3. Связь с семьей. Это необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований.
Формируя культуру поведения, воспитатель применяет различные методы:
К первой группе методов мы относим методы, которые способствуют осуществлению ребенком правильных ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ДЕЙСТВИИ
1. Приучение.
Детям дается образец поведения, например-приветствие при встрече. Воспитатель становится образцом поведения. Следует не только показать ребенку как это делать, но и проконтролировать точность выполнения правила ребенком. В технологию приветствия включены:
-улыбка при встрече, взгляд открытый, направленный на лицо приветствуемого человека, громкое и четкое произнесение слов приветствия, произнесение слов приветствия стоя.
2. Упражнение.
Ребенком многократно повторяется то или иное действие.
З. Воспитывающие (провокационные) ситуации
Воспитатель создает условия, в которых ребенок оказывается перед выбором (поздороваться с гостями или продолжить играть)
Ко 2 группе методов мы относим методы, которые активизируют позитивные действия ребенка или предостерегают его от негативных поступков:
. Пример для подражания. (детям необходимы наглядные образы позитивного поведения-это могут быть взрослые, литературные, сказочные герои)
2. Поощрение. (поощряется только то, что действительно достойно поощрения, надо находить позитивное начало в поведении ребенка)
З. Наказание. (оно должно применяться как можно реже. Осуждение негативного поступка ребенка воспитателем или другими детьми должно быть направлено на возникновение у него желания поступать хорошо)
З группа методов-словесные.
Они помогают осознанному изучению поведенческих правил.
1. Рассказ.
Используя литературное произведение, необходимо называть автора-тем самым мы воспитываем уважительное отношение к авторскому творчеству.
Придуманный воспитателем рассказ должен соответствовать требованиям: -должен быть оригинальным, глубоким по содержанию, достоверным и художественным
-речь воспитателя должна быть правильной, красивой, эмоционально и стилистически богатой-это усиливает воздействие на ребенка.
-у истории должен быть позитивный конец-неумеха научился, незнайка узнал, поссорившиеся помирились.
2. Разъяснение.
Детский опыт еще невелик, поэтому надо не только показывать и рассказывать, но и разъяснять, как следует поступать и почему так, а не иначе.
З. Беседа.
Ее разумно проводить с небольшой подгруппой детей из 5-8 человек, предоставляя возможность каждому ребенку высказаться. Чтение, а затем беседа по прочитанному произведению способствуют восприятию ребенком нравственной основы поведения.
Обучение детей правилам этикета должно вестись системно и продуманно.
Невозможно воспитывать, не обучая при этом. Исходя из такого подхода, при ознакомлении детей с правилами этикета, мы соблюдаем принципы и воспитания и обучения. Обучая детей правилам этикета, мы не только формируем у них культуру поведения, но и решаем основные задачи развития речи дошкольника, а именно-воспитываем звуковую культуру речи -проводим словарную работу формируем грамматический строй речи, ее связность при построении развернутого рассказа.
Расширение словарного запаса и его активизация происходит приведении новых слов (этикет, церемония, традиция)
Вводится правильное произношение и использование слов, создание речевых конструкций
Например: мальчика одеть (но не надеть) Костюм надеть (но не одеть)
Извините меня (но не извиняюсь)
До свидания (но не досвидание)
Новорождённый (тот, кто родился, у кого день рождения, а именинник у кого день ангела.
Расширяется использование эпитетов:
Поведение-красивое, правильное, уважительное
Одежда-чистая, красивая, опрятная, верхняя, нижняя, яркая
Способствуем развитию монологической и диалогической речи, привлекаем к речевому творчеству.
Конечно, речевое развитие не может быть единственным условием формирования культуры поведения, но это очень важное условие.
Обучение правилам этикета происходит при соблюдении таких дидактических принципов, как:
-наглядность
-систематичность
-прочность обучения
-опора на активность, сознательность детей
-учет их индивидуального развития
При обучении детей правилам этикета следует руководствоваться основными положениями образовательной программы, по которой работает воспитатель.
Занятия по основам этикета целесообразно проводить с детьми старшего дошкольного возраста т. к. старшие дети начинают относиться к себе и своим возможностям осознанно, требовательно, их речевое развитие способствует словесному восприятию.
Содержание вводимого в жизнь дошкольников материала вполне подходит к занятиям по ознакомлению с окружающим миром. Можно занятия по этикету проводить во 2 половине дня, с подгруппой детей. Продолжительность занятия 20-30 минут-оптимальное время для старших дошкольников. Желательно, чтобы количество детей на занятии не превышало 10-12 человек.
Воспитатель, проводящий с детьми дошкольного возраста занятия по основам этикета должен соблюдать во время занятий несколько правил:
1. Не принуждать детей к выполнению упражнений.
2. Активно вводить детское творчество: рисунки, поделки, придуманные детьми сказки, рассказы.
З. Использовать собственноручно сделанные поделки и игры, а также придуманные этические сказки и истории.
4. Включать в занятия лит-ные, музыкальные и живописные произведения (они усиливают позитивное влияние)
5. Расчитывать на каждого конкретного ребенка.
6. Подводить итог в конце занятия-что изучили и что поняли.
7. Давать детям задания на дом (придумай вместе с папой сказку об этикетном правиле).
8. Избегать негативной оценки выполнения детьми тех или иных заданий.
Необходимо продумывать и способы рассаживания детей на занятии по основам этикета. Для большинства занятий наиболее целесообразен следующий вариант-дети сидят на стульях, поставленных полукругом, воспитатель сидит, возможно на таком же стуле-глаза в глаза-создаются доверительные отношения, быстрее выполняются задания.
При проведении открытого занятия дети сидят полукругом, за ними-гости)
Воспитатель садится перед ними на большой стул.
На занятиях по столовому этикету- каждый ребенок сидит за отдельным столиком, столы располагают так, чтобы был виден стол воспитателя.