Юлия Халиман
Консультация для родителей и педагогов «Развиваем фонематический слух»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для родителей и педагогов
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух позволяет сопоставить слышимые звуки с теми эталонами, что сохраняются в памяти человека.
Учеными доказано, что еще до рождения дети слышат и реагируют на звуки внешнего мира. С появлением ребенка на свет эти звуки наполняют его мир: пение птиц и журчание воды, шум ветра и шелест листьев. Малыш начинает прислушиваться к окружающим звукам.
Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Развиваем фонематический слух“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Но слова - речевые звуки - с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение, получение информации.
Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок постепенно начинает не только слышать и различать звуки родного языка. Со 2-4 недели от момента рождения мелодичные звуки вызывают у ребенка чувство удовлетворения, улыбку, а резкие (сердитый голос) – плач. В 7-11 месяцев ребенок уже откликается на слово.
К концу первого года жизни фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая произносительные возможности ребенка. Но даже если ребенок все звуки произносит верно, он часто не различает на слух некоторые из них, а это в свою очередь сильно затрудняет, а порой и искажает понимание речи, а позже проявится в ошибках на письме.
Гораздо легче предупредить нарушение, нежели его исправлять!
1 этап работы - УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ.
Цель первого этапа - развитие слухового внимания и слуховой памяти.
1. Предложите малышу послушать звуки за окном:
- Закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется?
2. Игра "Солнце или дождик?"
- Сегодня мы пойдем гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном, будем весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а ты, услышав стук, должен бежать под зонтик. Слушай внимательно!
3. Игра "Большой или маленький"
Посадите на стол двух игрушечных зайцев и спросите, как играет на барабане большой зайчик (громко, сильно, а как играет маленький? (тихо, звук слабо слышен).
Затем закройте игрушки ширмой и за ней производите то громкие, то тихие удары в барабан. Малыш должен отгадать и показать, который из зайцев только что играл.