МААМ-картинки

Консультация для родителей и педагогов «Первые уроки шахмат»

Оксана Шлык
Консультация для родителей и педагогов «Первые уроки шахмат»
▼ Скачать + Заказать документы

ФИГУРЫ

Покажите дошкольнику шахматные фигуры белую и черную пешки, коня, слона, ладью, ферзя, короля, обращая внимание ребенка на особенности их формы. Дайте ему пластилин, бумагу, ножницы, клей, карандаши, мел. Пусть лепит, рисует (на бумаге и асфальте); вырезает шахматные фигуры. Закрепить новый материал помогут игры:

Шахматный кубик”.

Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Первые уроки шахмат“» размещена в разделах

Нарисуйте на бумаге каждую из шести шахматных фигур и приклейте рисунки к граням кубика. Бросайте его по очереди. Бросивший должен назвать фигуру, которая выпадет на верхней грани ( можно сделать два кубика: с белыми и черными фигурами).

“Волшебный мешочек”.

В этой игре ребенок должен на ощупь определить, какую фигуру вы спрятали в мешочке.

“Угадай-ка”.

Словесно, с учетом цвета, опишите малышу какую-нибудь фигуру и предложите ему угадать, что это за фигура,следующую фигуру опишет ребёнок. Теперь ваша очередь “поразмышлять”.

“Запретная фигура”.

Поставьте шахматные фигуры в один ряд. По вашей просьбе малыш должен называть все показываемые ему фигуры, кроме “запретной”, которая выбирается заранее. Вместо названия “запретной” фигуры надо сказать: “Секрет”.

“Поиграем — угадаем”.

Загадайте какую-нибудь фигуру. Малыш перечисляет шахматные фигуры, пока не назовет задуманную. Потом фигуру загадывает ребенок.

Фигура эта так упряма,

Что из угла идёт лишь прямо.

Ходить умеет по вертикали

И ещё по горизонтали. (ладья)

Хоть важная фигура - трусливая натура,

И ходит лишь на клеточку одну.

Других фигур работа - лишь на него охота.

Его поймаю и закончу я игру. (король)

Учимся, играя

В начале боя встали в ряд

Все восемь маленьких солдат.

Когда свой первый ход свершают,

То через клеточку шагают,

Потом по клеточке одной

Едят врагов лишь по косой.

Они назад не отступают,

И в бой их первыми бросают. (пешки)

Фигура важная и сильная.

Всегда в красивом платье стильном.

Захочет, так пойдёт по вертикали.

Ну, а захочет, так и по горизонтали.

Её ходы не просто угадать -

И по диагонали может пошагать.

(ферзь)

ДОСКА

Подружите ребенка с шахматной доской. Дайте малышу карандаши, линейку, бумагу, мел, клей, ножницы, кубики, маленькую игрушку, которая будет бегать по шахматным “дорожкам” (например, гномика). Для закрепления учебного материала предложите дошкольнику: вспомнить, где, кроме шахматной доски, он видел клетки, расположенные в шахматном порядке (например, на такси, одежде, полу и т. п.); выложить из кубиков дорожки, похожие на горизонталь, вертикаль, разной длины диагонали, центр. Хорошо если есть старые кубики, которые можно заклеить бумагой так, чтобы получилось по восемь светлых и темных кубиков. Пусть “гномик” пробежит по центру и дорожкам. Попросите ребенка определить, в чем сходство горизонтали и вертикали. Если он это сходство не найдет, помогите ему, развернув “вертикаль” или “горизонталь” и наложив их друг на

друга. Затем разбросайте кубики и попросите малыша сложить из них большую белую и большую черную диагонали; вырезать из тетради в клеточку центр, вертикаль, горизонталь, диагональ. Диагональ не получилась? Пусть ответит, почему; нарисовать по линейке на бумаге центр, горизонталь, вертикаль, большую и самую короткую диагонали и правильно раскрасить их. Посоветуйте малышу вырезать нарисованные горизонталь и вертикаль, разрезать их на клетки. Из этих клеток нужно снова правильно сложить вертикаль и горизонталь, затем большую белую и большую черную диагонали; начертить мелом на асфальте центр, вертикаль, горизонталь, большую и самую короткую диагонали, пробежать по ним и поиграть на них в классики.

Вся в квадратах – белых, чёрных -

Деревянная доска,

А ряды фигур точёных –

Деревянные войска.

Ты, дружок мой, без опаски,

Без смущения вступай,

Словно в мир чудесной сказки,

В чёрно-белый этот край.

Что? Трёхглавые драконы

Нас не ждут здесь? Не беда!

Тут зато лихие кони

И пехота хоть куда!

Тут ферзи, слоны отважны,

Мчатся поперёк и вдоль,

И, совсем как в сказке, важный

Возвышается король.

Тут герои в каждом войске,

И выходит рать на рать

Хитроумно и геройски

Воевать и побеждать!

И. Весел

Почему полезно учить детей играть в шахматы?

Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственно работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…

Хосе Рауль Капабланка

Как отвлечь ребёнка от бесцельного сидения за компьютерными играми или небезопасного болтания по улицам? Один из лучших способов – научить его игре в шахматы! Эта удивительная, древнейшая игра доставляет детям много радости, удовольствия и в то же время оказывает огромное влияние на умственное развитие.

Игра в шахматы расширяет кругозор, учить думать, быть внимательным, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Развивает изобретательность и логическое мышление. У ребёнка вырабатывается выдержка, сила воли, усидчивость, внимательность и сообразительность. Он становится самокритичнее, учится самостоятельно принимать решения, не унывать при неудачах, когда проигрывает партию. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становятся спокойнее, уравновешеннее.

Представьте себе, чёрно – белая шахматная доска, моментально вызывающая к жизни образа таинственного Домино в полумаске, шахматные фигуры, много раз ожившие волею самых разных писателей – сказочников, - это молчаливое великолепие однажды, будьте уверены, привлечёт интерес вашего ребёнка. Грех этим не воспользоваться, особенно если знаешь, что могут дать шахматные занятия будущему школьнику.

«Так что же всё – таки дают шахматы? Развивают ли они память? Никаких точных, стопроцентно верных данных на этот счёт нет, хотя традиционно считается, что у шахматистов хорошая память. Считается, что шахматы хорошо развивают счётные способности. Безусловно, это так, есть дети, которые именно благодаря шахматам научились считать. Развивают ли шахматы логику? Конечно, а. в первую очередь, простейшую операцию классификации. Но не только это. Шахматы помогают ребёнку овладеть операцией действия в уме. Хочешь, не хочешь, но играя в шахматы, ты вынужден на ход, на два просчитывать свои ходы и ходы своего партнёра, иначе попадёшь в ловушку. Но и это не самое главное. А что же? Шахматы – это игра по правилам, Ладья ходит именно так и никак иначе, а конь – только вот таким образом. Шахматы учат действовать в определённых, не тобой созданных условиях по очень жёстким правилам. Это дисциплинирует ум, а главное – тренирует волю. Они не столько образовывают, сколько воспитывают. Шахматист учится распределять свои силы, прочитывает ходы, он старается сохранить за собой возможность управлять ситуацией, регулировать её. Воспитание волевых качеств – главная ценность занятий шахматами в дошкольном возрасте.»

Пользу шахмат можно рассмотреть по нескольким направлениям:

1. Ребёнок учится самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (какой фигурой сделать ход, которые могут повлечь не такие большие потери (самое страшное – проигрыш, приучают детей к самостоятельности и ответственности.

2. Во время занятий шахматами ребёнок учится концентрировать внимание

на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость.

3. У ребёнка развивается пространственное воображение.

4. У ребёнка формируются навыки планирования действий. Уже в начальной школе дети сталкиваются с задачами, требующими этого качества, а у ребят его нет. Учиться формировать внутренний план действий следует в дошкольном возрасте. Тогда дети сами научатся планировать своё время, стратегически мыслить и достигать целей.

5. Одна из самых привлекательных возможностей шахмат – это победа над соперником. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы воспитывают характер: желание побеждать заставляет ребёнка заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.

6. Шахматы учат творчеству. В отличие от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребёнок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать неправильные решения и создавать прекрасные комбинации на доске.

Обучение шахматам дарит ребёнку радость творчества, одновременно с этим являясь эффективным инструментом его умственного развития.

Ведь недаром раньше шахматы были привилегией духовных лиц и правящих кругов. Играя в шахматы, ребенок учится логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Многие дети, умеющие с детства играть шахматы, становятся во взрослой жизни весьма уважаемыми и успешными людьми. Знакомить малыша с шахматами лучше в 3-4 года. Главное условие - игровая форма уроков. На начальном этапе важно привить интерес и объяснить основы. Первый урок должен быть ярким и запоминающимся. Сначала важно формировать детскую философию. Для этого научите ребенка дружить фигурками, дать им имена и расскажите об их ярких качествах. Например, король может учить уму-разуму, ладья никогда не оставляет за собой мусор, а слон, который должен всех раздавить, на самом деле вежлив, аккуратен, никогда не толкается, а маленьких пешек всегда пропускает вперед. Ребенок не должен переутомляться: 10-15 минут три раза в день хватит для первых занятий.

Итак, вы начинаете заниматься с ребенком шахматами. Помните, что занятия с детьми в возрасте 4-5 лет нужно проводить не более 30-35 минут. Дети есть дети, и полезно во время занятий иногда отвлекать их внимание на что-нибудь постороннее. Например, на какие-нибудь картинки или игрушки.

Как проводить занятия? С чего начинать?

Занятие №1

Научите ребенка расставлять шахматные фигуры на доске. Расскажите, как называются фигуры. Начните с расстановки пешек. Пешки (а их всего по восемь с каждой стороны) ставятся на второй и седьмой горизонтали соответственно. Пусть ребенок сам посчитает количество пешек. "Одна, две, три, восемь". Повторите это несколько раз: за белых и за черных.

Теперь расскажите, как называются шахматные фигуры. Скажите вашему ребенку, что шахматная доска - это поле боя, а фигуры - войска, только игрушечные. Да, загляните в учебник, посмотрите, правильно ли вы расположили шахматную доску. Белое угловое поле обязательно должно находиться в правом углу со стороны белых.

Итак, начинайте рассказ о шахматных фигурах с пешек. Пешки - это шахматная пехота, и двигаются они по доске крайне медленно. Король - самая главная фигура. Почему король, а не царь? Ведь в сказках (русских) всегда фигурируют цари. Когда поляки захватили Москву, то с тех пор шахматный царь стал называться королем. Ферзь - самая сильная фигура, название которой происходит из Персии. Ладья - после ферзя самая сильная фигура. Расскажите детям, как в древние времена плавали на ладьях. Слон и конь пришли на Русь из Индии как, собственно, и сами шахматы.

Расставьте вместе с ребенком шахматы и попробуйте сыграть с ним первую в его жизни партию. Да, да, пусть он играет без всяких правил. Важно, чтобы он почувствовал интерес к шахматам.

Занятие №2.

Поставьте шахматную доску как положено. Попросите ребенка расставить шахматы и, если он ошибается. Расставляйте фигуры вместе с ним. Объясните, что ферзь всегда ставится на поле своего цвета, то есть белый ферзь на белое поле, а черный - на черное.

Теперь нужно перейти к правилам игры. Начните, конечно же, с короля. Напомните вашему ребенку, что король является самой главной фигурой. Объясните, как ходит король. Загляните в учебник и увидите, что это совсем уж просто. Поставьте рядом с королем какую-нибудь фигуру и покажите ребенку, как король может ее взять (съесть). Поставьте другую, пусть ваш ребенок "покушает" королем целый ряд пешек и фигур.

Теперь объясните ребенку, что означает шах. Снова загляните в учебник и дайте (объявите) шах какой-нибудь фигурой (пешкой, например). Расскажите, что "шах" в переводе с персидского - угроза королю и что от шаха необходимо как-то защищаться. Например, съесть нападающую фигуру или попросту уйти.

Расскажите вашему ребенку, что означает слово "мат" (в переводе с арабского - смерть). Мат - это такое положение, когда король не может защититься от шаха. Прочтите в учебнике как можно объявить простейший мат и покажите это ребенку: "Видишь, королю шах, а защиты никакой нет".

Объясните вашему ребенку, что мат можно получить, имея большое материальное преимущество. Это очень важно. Вспомните изречение Сервантеса: "Жизнь - это шахматная партия". Можно иметь очень большое количество денег, но смерть может настигнуть в любой момент.

Такие понятия, как шах и мат ребенок запоминает очень быстро. Далее объясните ребенку, что такое "ничья" в шахматной игре. Это когда никто не может выиграть. Поставьте на доску двух королей. Можно выиграть? - (Попробуйте). Конечно же, нет.

Теперь объясните, как ходят и как "едят" пешки. Покажите ребенку как пешки, достигшие последней горизонтали, превращаются в различные фигуры, кроме короля, разумеется. Это очень интересно! Возможно, провести несколько пешек в ферзи и у вас будет, например, три или четыре ферзя. Покажите ребенку, как пешки превращаются в различные фигуры, пусть он попробует это сделать сам. Чудесные превращения, как в сказке!

Занятие №3.

Повторите коротко все, что вы проходили на предыдущих занятиях. Не важно, что ребенок будет путаться, постепенно он все запомнит.

Объясните ребенку, как ходит ладья и как она может брать неприятельские фигуры. Объяснили? Теперь дайте возможность ребенку объявлять шахи королю. Можете заглянуть в учебник, а можете и самостоятельно ставить самые простейшие задачи. Поставьте позицию, где у каждой стороны по королю, но у белых, например, лишняя ладья. Поставьте позицию, где ладьей нужно объявить мат в один ход. Пусть ваш ребенок попробует это сделать самостоятельно.

Еще раз объясните, что ладья ходит и "есть" по горизонтали и по вертикали. Расскажите, что такое горизонталь и вертикаль.

Теперь объясните, как ходит слон, а ходит он по диагонали. Слоны бывают чернопольные и белопольные. Поставьте на пути слонов какие-нибудь фигуры, пусть ваш ребенок "покушает" их.

Если ребенок усвоит, как ходит ладья и слон, то ему легко будет усвоить, как ходит ферзь. Расставьте шахматы и попробуйте теперь сыграть настоящую партию. Не поленитесь объяснять ребенку как правильно ходят фигуры во время игры, проявите ваше терпение.

Старайтесь как можно чаще играть с вашим ребенком, и, уверена, в конце концов, он научится играть в шахматы, и станет вашим достойным учеником и партнером.

Если начать обучение в 6 лет, то к 12 годам у ребенка сформируется мощное периферическое внимание. Представьте себе, что вы пришли в магазин и не заметили очень красивую кофточку, а если бы занимались шахматами, то сумели бы оценить всю картину, и мелкая деталь в виде этой кофточки от вашего внимания бы не ускользнула. С возрастом шахматы для ребенка превращаются в настоящее хобби, развиваясь он открывает для себя новые комбинации, которые неустанно будут подогревать у юного шахматиста интерес к игре. Достаточно только заинтересовать ребенка и в будущем он сам будет самостоятельно искать себе напарника для игры. Часто умение играть в шахматы становится причиной общительности и популярности ребенка среди друзей. Шахматы непростая игра, поэтому победа ребенку, вдвойне сладка. Но поддаваться ребенку каждый раз не стоит, лучше развивайтесь вместе с ним и анализируйте вместе его неудачи и промахи. Общаясь с ребенком и играя с ним в шахматы, возможно в будущем ваш малыш превратиться в настоящего чемпиона.

Шахматы являются удивительной игрой, правила которой выучить можно за пару часов, но стать настоящим мастером можно лишь потратив годы, пройдя через сотни поражений и побед, эта игра – калька с нашей жизни, в ней как в зеркале отражается наш характер, со всеми сильными и слабыми сторонами.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Родители — первые учителя для своего ребёнка» Уважаемые мамы и папы! Вы самые первые учителя для своего ребёнка. Первым семейным этапом жизни ребенка, который и окажет большое влияние.

Консультация для родителей и педагогов «Малиновое настроение»Консультация для родителей и педагогов «Малиновое настроение» Детский возраст - время игр, учебы и веселья, а это требует серьезных затрат энергии. Поэтому ребенок часто просит у родителей поесть чего-нибудь.

Консультация для родителей и педагогов «Орбизы»Консультация для родителей и педагогов «Орбизы» Orbeez или Орбиз – так называют разноцветные шарики, которые растут в воде. Изготавливаются они из суперабсорбентного полимера (гидрогеля).

Консультация для родителей и педагогов «Шустрики и мямлики»Консультация для родителей и педагогов «Шустрики и мямлики» Уважаемые коллеги, наверно не раз приходилось вам слышать такие слова: «Ну, давай же скорей! Что за копуша! Сколько раз повторять! Я жду.

Консультация для родителей и педагогов «Живопись акрилом»Консультация для родителей и педагогов «Живопись акрилом» Если вы хотите попробовать в живописи что-то новое, обратите внимание на технику рисования акрилом. Полотна, созданные красками на основе.

Консультация для родителей «Игры в песочнице. Уроки дипломатии»Консультация для родителей «Игры в песочнице. Уроки дипломатии» Дети учатся взаимодействовать друг с другом и общаться во время прогулки на детской площадке, при организации совместных игр. Особенно им.

Консультация для родителей «Забавные уроки, мои первые прописи»Консультация для родителей «Забавные уроки, мои первые прописи» Консультация для родителей на тему: «Забавные уроки, мои первые прописи» Уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию увлекательные прописи.

Консультация для педагогов и родителей «Ребенок в углу»Консультация для педагогов и родителей «Ребенок в углу» Ни для кого не новость, что когда ребенок не слушается, взрослые зачастую ставят его в угол. Даже существует такой метод успокоения детей.

Самые первые уроки рисования и первые творческие шедевры от 6 мес — до 1.5 летСамые первые уроки рисования и первые творческие шедевры от 6 мес — до 1.5 лет С чего начинать рисовать и когда рисовать? Этот вопрос интересует многих родителей, так же многие проходят мимо, боясь, что ребенок лишний.

Совместная деятельность — первые уроки творчества в условиях адаптацииСовместная деятельность — первые уроки творчества в условиях адаптации В продолжении консультации для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей и педагогов «Первые уроки шахмат»
Опубликовано: 24 марта 2020 в 16:04
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей и педагогов «Первые уроки шахмат»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Шлык в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД