Оксана Шлык
Консультация для родителей и педагогов «Первые уроки шахмат»
▼ Скачать + Заказать документы
ФИГУРЫ
Покажите дошкольнику шахматные фигуры белую и черную пешки, коня, слона, ладью, ферзя, короля, обращая внимание ребенка на особенности их формы. Дайте ему пластилин, бумагу, ножницы, клей, карандаши, мел. Пусть лепит, рисует (на бумаге и асфальте); вырезает шахматные фигуры. Закрепить новый материал помогут игры:
“Шахматный кубик”.
Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Первые уроки шахмат“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Шахматы. Консультации
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Нарисуйте на бумаге каждую из шести шахматных фигур и приклейте рисунки к граням кубика. Бросайте его по очереди. Бросивший должен назвать фигуру, которая выпадет на верхней грани ( можно сделать два кубика: с белыми и черными фигурами).
“Волшебный мешочек”.
В этой игре ребенок должен на ощупь определить, какую фигуру вы спрятали в мешочке.
“Угадай-ка”.
Словесно, с учетом цвета, опишите малышу какую-нибудь фигуру и предложите ему угадать, что это за фигура,следующую фигуру опишет ребёнок. Теперь ваша очередь “поразмышлять”.
“Запретная фигура”.
Поставьте шахматные фигуры в один ряд. По вашей просьбе малыш должен называть все показываемые ему фигуры, кроме “запретной”, которая выбирается заранее. Вместо названия “запретной” фигуры надо сказать: “Секрет”.
“Поиграем — угадаем”.
Загадайте какую-нибудь фигуру. Малыш перечисляет шахматные фигуры, пока не назовет задуманную. Потом фигуру загадывает ребенок.
Фигура эта так упряма,
Что из угла идёт лишь прямо.
Ходить умеет по вертикали
И ещё по горизонтали. (ладья)
Хоть важная фигура - трусливая натура,
И ходит лишь на клеточку одну.
Других фигур работа - лишь на него охота.
Его поймаю и закончу я игру. (король)
Учимся, играя
В начале боя встали в ряд
Все восемь маленьких солдат.
Когда свой первый ход свершают,
То через клеточку шагают,
Потом по клеточке одной
Едят врагов лишь по косой.
Они назад не отступают,
И в бой их первыми бросают. (пешки)
Фигура важная и сильная.
Всегда в красивом платье стильном.
Захочет, так пойдёт по вертикали.
Ну, а захочет, так и по горизонтали.
Её ходы не просто угадать -
И по диагонали может пошагать.
(ферзь)
ДОСКА
Подружите ребенка с шахматной доской. Дайте малышу карандаши, линейку, бумагу, мел, клей, ножницы, кубики, маленькую игрушку, которая будет бегать по шахматным “дорожкам” (например, гномика). Для закрепления учебного материала предложите дошкольнику: вспомнить, где, кроме шахматной доски, он видел клетки, расположенные в шахматном порядке (например, на такси, одежде, полу и т. п.); выложить из кубиков дорожки, похожие на горизонталь, вертикаль, разной длины диагонали, центр. Хорошо если есть старые кубики, которые можно заклеить бумагой так, чтобы получилось по восемь светлых и темных кубиков. Пусть “гномик” пробежит по центру и дорожкам. Попросите ребенка определить, в чем сходство горизонтали и вертикали. Если он это сходство не найдет, помогите ему, развернув “вертикаль” или “горизонталь” и наложив их друг на
друга. Затем разбросайте кубики и попросите малыша сложить из них большую белую и большую черную диагонали; вырезать из тетради в клеточку центр, вертикаль, горизонталь, диагональ. Диагональ не получилась? Пусть ответит, почему; нарисовать по линейке на бумаге центр, горизонталь, вертикаль, большую и самую короткую диагонали и правильно раскрасить их. Посоветуйте малышу вырезать нарисованные горизонталь и вертикаль, разрезать их на клетки. Из этих клеток нужно снова правильно сложить вертикаль и горизонталь, затем большую белую и большую черную диагонали; начертить мелом на асфальте центр, вертикаль, горизонталь, большую и самую короткую диагонали, пробежать по ним и поиграть на них в классики.
Вся в квадратах – белых, чёрных -
Деревянная доска,
А ряды фигур точёных –
Деревянные войска.
Ты, дружок мой, без опаски,
Без смущения вступай,
Словно в мир чудесной сказки,
В чёрно-белый этот край.
Что? Трёхглавые драконы
Нас не ждут здесь? Не беда!
Тут зато лихие кони
И пехота хоть куда!
Тут ферзи, слоны отважны,
Мчатся поперёк и вдоль,
И, совсем как в сказке, важный
Возвышается король.
Тут герои в каждом войске,
И выходит рать на рать
Хитроумно и геройски
Воевать и побеждать!
И. Весел
Почему полезно учить детей играть в шахматы?
Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственно работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…
Хосе Рауль Капабланка
Как отвлечь ребёнка от бесцельного сидения за компьютерными играми или небезопасного болтания по улицам? Один из лучших способов – научить его игре в шахматы! Эта удивительная, древнейшая игра доставляет детям много радости, удовольствия и в то же время оказывает огромное влияние на умственное развитие.
Игра в шахматы расширяет кругозор, учить думать, быть внимательным, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Развивает изобретательность и логическое мышление. У ребёнка вырабатывается выдержка, сила воли, усидчивость, внимательность и сообразительность. Он становится самокритичнее, учится самостоятельно принимать решения, не унывать при неудачах, когда проигрывает партию. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становятся спокойнее, уравновешеннее.
Представьте себе, чёрно – белая шахматная доска, моментально вызывающая к жизни образа таинственного Домино в полумаске, шахматные фигуры, много раз ожившие волею самых разных писателей – сказочников, - это молчаливое великолепие однажды, будьте уверены, привлечёт интерес вашего ребёнка. Грех этим не воспользоваться, особенно если знаешь, что могут дать шахматные занятия будущему школьнику.
«Так что же всё – таки дают шахматы? Развивают ли они память? Никаких точных, стопроцентно верных данных на этот счёт нет, хотя традиционно считается, что у шахматистов хорошая память. Считается, что шахматы хорошо развивают счётные способности. Безусловно, это так, есть дети, которые именно благодаря шахматам научились считать. Развивают ли шахматы логику? Конечно, а. в первую очередь, простейшую операцию классификации. Но не только это. Шахматы помогают ребёнку овладеть операцией действия в уме. Хочешь, не хочешь, но играя в шахматы, ты вынужден на ход, на два просчитывать свои ходы и ходы своего партнёра, иначе попадёшь в ловушку. Но и это не самое главное. А что же? Шахматы – это игра по правилам, Ладья ходит именно так и никак иначе, а конь – только вот таким образом. Шахматы учат действовать в определённых, не тобой созданных условиях по очень жёстким правилам. Это дисциплинирует ум, а главное – тренирует волю. Они не столько образовывают, сколько воспитывают. Шахматист учится распределять свои силы, прочитывает ходы, он старается сохранить за собой возможность управлять ситуацией, регулировать её. Воспитание волевых качеств – главная ценность занятий шахматами в дошкольном возрасте.»
Пользу шахмат можно рассмотреть по нескольким направлениям:
1. Ребёнок учится самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (какой фигурой сделать ход, которые могут повлечь не такие большие потери (самое страшное – проигрыш, приучают детей к самостоятельности и ответственности.
2. Во время занятий шахматами ребёнок учится концентрировать внимание
на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость.
3. У ребёнка развивается пространственное воображение.
4. У ребёнка формируются навыки планирования действий. Уже в начальной школе дети сталкиваются с задачами, требующими этого качества, а у ребят его нет. Учиться формировать внутренний план действий следует в дошкольном возрасте. Тогда дети сами научатся планировать своё время, стратегически мыслить и достигать целей.
5. Одна из самых привлекательных возможностей шахмат – это победа над соперником. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы воспитывают характер: желание побеждать заставляет ребёнка заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.
6. Шахматы учат творчеству. В отличие от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребёнок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать неправильные решения и создавать прекрасные комбинации на доске.
Обучение шахматам дарит ребёнку радость творчества, одновременно с этим являясь эффективным инструментом его умственного развития.
Ведь недаром раньше шахматы были привилегией духовных лиц и правящих кругов. Играя в шахматы, ребенок учится логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Многие дети, умеющие с детства играть шахматы, становятся во взрослой жизни весьма уважаемыми и успешными людьми. Знакомить малыша с шахматами лучше в 3-4 года. Главное условие - игровая форма уроков. На начальном этапе важно привить интерес и объяснить основы. Первый урок должен быть ярким и запоминающимся. Сначала важно формировать детскую философию. Для этого научите ребенка дружить фигурками, дать им имена и расскажите об их ярких качествах. Например, король может учить уму-разуму, ладья никогда не оставляет за собой мусор, а слон, который должен всех раздавить, на самом деле вежлив, аккуратен, никогда не толкается, а маленьких пешек всегда пропускает вперед. Ребенок не должен переутомляться: 10-15 минут три раза в день хватит для первых занятий.
Итак, вы начинаете заниматься с ребенком шахматами. Помните, что занятия с детьми в возрасте 4-5 лет нужно проводить не более 30-35 минут. Дети есть дети, и полезно во время занятий иногда отвлекать их внимание на что-нибудь постороннее. Например, на какие-нибудь картинки или игрушки.
Как проводить занятия? С чего начинать?
Занятие №1
Научите ребенка расставлять шахматные фигуры на доске. Расскажите, как называются фигуры. Начните с расстановки пешек. Пешки (а их всего по восемь с каждой стороны) ставятся на второй и седьмой горизонтали соответственно. Пусть ребенок сам посчитает количество пешек. "Одна, две, три, восемь". Повторите это несколько раз: за белых и за черных.
Теперь расскажите, как называются шахматные фигуры. Скажите вашему ребенку, что шахматная доска - это поле боя, а фигуры - войска, только игрушечные. Да, загляните в учебник, посмотрите, правильно ли вы расположили шахматную доску. Белое угловое поле обязательно должно находиться в правом углу со стороны белых.
Итак, начинайте рассказ о шахматных фигурах с пешек. Пешки - это шахматная пехота, и двигаются они по доске крайне медленно. Король - самая главная фигура. Почему король, а не царь? Ведь в сказках (русских) всегда фигурируют цари. Когда поляки захватили Москву, то с тех пор шахматный царь стал называться королем. Ферзь - самая сильная фигура, название которой происходит из Персии. Ладья - после ферзя самая сильная фигура. Расскажите детям, как в древние времена плавали на ладьях. Слон и конь пришли на Русь из Индии как, собственно, и сами шахматы.
Расставьте вместе с ребенком шахматы и попробуйте сыграть с ним первую в его жизни партию. Да, да, пусть он играет без всяких правил. Важно, чтобы он почувствовал интерес к шахматам.
Занятие №2.
Поставьте шахматную доску как положено. Попросите ребенка расставить шахматы и, если он ошибается. Расставляйте фигуры вместе с ним. Объясните, что ферзь всегда ставится на поле своего цвета, то есть белый ферзь на белое поле, а черный - на черное.
Теперь нужно перейти к правилам игры. Начните, конечно же, с короля. Напомните вашему ребенку, что король является самой главной фигурой. Объясните, как ходит король. Загляните в учебник и увидите, что это совсем уж просто. Поставьте рядом с королем какую-нибудь фигуру и покажите ребенку, как король может ее взять (съесть). Поставьте другую, пусть ваш ребенок "покушает" королем целый ряд пешек и фигур.
Теперь объясните ребенку, что означает шах. Снова загляните в учебник и дайте (объявите) шах какой-нибудь фигурой (пешкой, например). Расскажите, что "шах" в переводе с персидского - угроза королю и что от шаха необходимо как-то защищаться. Например, съесть нападающую фигуру или попросту уйти.
Расскажите вашему ребенку, что означает слово "мат" (в переводе с арабского - смерть). Мат - это такое положение, когда король не может защититься от шаха. Прочтите в учебнике как можно объявить простейший мат и покажите это ребенку: "Видишь, королю шах, а защиты никакой нет".
Объясните вашему ребенку, что мат можно получить, имея большое материальное преимущество. Это очень важно. Вспомните изречение Сервантеса: "Жизнь - это шахматная партия". Можно иметь очень большое количество денег, но смерть может настигнуть в любой момент.
Такие понятия, как шах и мат ребенок запоминает очень быстро. Далее объясните ребенку, что такое "ничья" в шахматной игре. Это когда никто не может выиграть. Поставьте на доску двух королей. Можно выиграть? - (Попробуйте). Конечно же, нет.
Теперь объясните, как ходят и как "едят" пешки. Покажите ребенку как пешки, достигшие последней горизонтали, превращаются в различные фигуры, кроме короля, разумеется. Это очень интересно! Возможно, провести несколько пешек в ферзи и у вас будет, например, три или четыре ферзя. Покажите ребенку, как пешки превращаются в различные фигуры, пусть он попробует это сделать сам. Чудесные превращения, как в сказке!
Занятие №3.
Повторите коротко все, что вы проходили на предыдущих занятиях. Не важно, что ребенок будет путаться, постепенно он все запомнит.
Объясните ребенку, как ходит ладья и как она может брать неприятельские фигуры. Объяснили? Теперь дайте возможность ребенку объявлять шахи королю. Можете заглянуть в учебник, а можете и самостоятельно ставить самые простейшие задачи. Поставьте позицию, где у каждой стороны по королю, но у белых, например, лишняя ладья. Поставьте позицию, где ладьей нужно объявить мат в один ход. Пусть ваш ребенок попробует это сделать самостоятельно.
Еще раз объясните, что ладья ходит и "есть" по горизонтали и по вертикали. Расскажите, что такое горизонталь и вертикаль.
Теперь объясните, как ходит слон, а ходит он по диагонали. Слоны бывают чернопольные и белопольные. Поставьте на пути слонов какие-нибудь фигуры, пусть ваш ребенок "покушает" их.
Если ребенок усвоит, как ходит ладья и слон, то ему легко будет усвоить, как ходит ферзь. Расставьте шахматы и попробуйте теперь сыграть настоящую партию. Не поленитесь объяснять ребенку как правильно ходят фигуры во время игры, проявите ваше терпение.
Старайтесь как можно чаще играть с вашим ребенком, и, уверена, в конце концов, он научится играть в шахматы, и станет вашим достойным учеником и партнером.
Если начать обучение в 6 лет, то к 12 годам у ребенка сформируется мощное периферическое внимание. Представьте себе, что вы пришли в магазин и не заметили очень красивую кофточку, а если бы занимались шахматами, то сумели бы оценить всю картину, и мелкая деталь в виде этой кофточки от вашего внимания бы не ускользнула. С возрастом шахматы для ребенка превращаются в настоящее хобби, развиваясь он открывает для себя новые комбинации, которые неустанно будут подогревать у юного шахматиста интерес к игре. Достаточно только заинтересовать ребенка и в будущем он сам будет самостоятельно искать себе напарника для игры. Часто умение играть в шахматы становится причиной общительности и популярности ребенка среди друзей. Шахматы непростая игра, поэтому победа ребенку, вдвойне сладка. Но поддаваться ребенку каждый раз не стоит, лучше развивайтесь вместе с ним и анализируйте вместе его неудачи и промахи. Общаясь с ребенком и играя с ним в шахматы, возможно в будущем ваш малыш превратиться в настоящего чемпиона.
Шахматы являются удивительной игрой, правила которой выучить можно за пару часов, но стать настоящим мастером можно лишь потратив годы, пройдя через сотни поражений и побед, эта игра – калька с нашей жизни, в ней как в зеркале отражается наш характер, со всеми сильными и слабыми сторонами.