Елена Смирнова
Консультация для родителей и педагогов «Игра и развитие ребенка с умственной отсталостью»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра, являясь ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, занимает важное место в их жизни. Это связано с тем, что игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, совершенствуют свою речь. В игре с первых этапов её развития формируется личность ребенка, развиваются те качества, которые потребуются ему в учебной деятельности, в труде, в общении с людьми.
Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Игра и развитие ребенка с умственной отсталостью“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Говоря о нормально развивающемся ребенке, все это представляется как нечто естественное, изначально присущее детству и не требующее никаких воспитательных усилий.
Совсем иначе происходит у детей с нарушением интеллекта. Причины этого: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно-деловым общением с взрослыми, но все же, развитие детей с умственной отсталостью проходит те, же стадии, что и развитие нормально развивающегося ребенка.
Умственно отсталый ребёнок, если он научился играть, увлекается игровой деятельностью, как и все его нормальные сверстники. Но, в отличие от их игра, его игра часто носит примитивный характер, она лишена инициативы и творчества. У детей с нарушением интеллекта на первых стадиях обучения преобладает интерес к индивидуальным играм, так как они не умеют играть в коллективе, по причине неумения сотрудничества с сверстниками, ограничения речевых и коммуникативных способностей, не придерживаются правил, поэтому часто нарушают их. К примеру, у мальчика или девочки с нарушением интеллекта часто можно найти в кармашке фантик, шнурочек, колесико от машинки. Эти дети испытывают удовольствие, играя с такими вещицами в свободное время, на занятиях, во время дневного сна. Так же в свободное время дети с нарушением интеллекта, если они предоставлены сами себе, делают беспорядочные передвижения, затевают возню, устраивают свалки. Часто можно наблюдать навязчивые движения, такие как: раскачивание на стуле, перебирание пальцев на руке и др.
Игра может заинтересовать умственно отсталого ребёнка, только тогда, когда она доступна его пониманию. Поэтому прежде всего нужно понаблюдать за ребенком, во что и как он играет, а точнее производит манипуляции и только затем стремиться повторять и закреплять те игры, которые ребёнку знакомы. Условно говоря, если вы увидели, что малыш постоянно теребит в руках колесико, то можно научить его играть в машинки. То есть начать действовать с его предметом (отремонтировать машинку и продемонстрировать ребенку как словесно, так и наглядно как вы приделываете колесико, сопровождая какой либо небольшой историей (Наш грузовик ехал по дороге. Он попал в ямку. У машины отвалилось колесо. Надо ехать в мастерскую. Колесо нужно починить.). Затем можно научить его строить гараж из блоков и загонять машину в гараж. Затем машина может чем-то грузиться и возить что-то на фабрику или в магазины и т. д. Если все это будет постепенно, то ребенок усвоит это и начнет играть, а не просто манипулировать предметами.
Совершая совместные игровые действия, взрослый обращает внимание ребенка на последовательность производимых действий, например: «Сначала мы включим водичку, куклу Машу мы умоем, а потом вытрем. Вытри ее полотенцем. Вот так, хорошо. А теперь оденем ей трусики, маечку и положим куклу спать» и т. д.
Игра должна быть не сложная и спокойная. Вероятно, этим она и увлекает детей. Игры умственно отсталых детей однообразны и бедны, так же как бедны их фантазия и воображение. Дети любят повторять игры, но взрослому следует игры постепенно разнообразить, чередовать. Например, можно поиграть в подвижные игры «У медведя во бору», игры – эстафеты и др.
Создавая игровые ситуации и обучая детей осмысленным действиям с игрушками и предметами, взрослый должен вызвать у ребенка радостное отношение и интерес к игрушке. Этого можно достичь только в том случае, если родитель искренен в своем положительном эмоциональном настрое к детской игре. Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом. Взрослый должен ласково прикоснуться к каждому малышу, погладить его, взять за руку и т. п.
Рекомендации педагогам и родителям при работе с умственно отсталыми детьми :
1. Взрослым необходимо стараться не занимать время игр другими видами деятельности.
2. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте.
3. Эффективным приемом обучения игре детей дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребенком, и только потом рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.
4. Взрослый должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.