Ирина Маяцкая
Консультация для родителей и педагогов ДОО «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школьному обучению»
▼ Скачать + Заказать документы
" Психолого-педагогическая готовность ребенка к школьному обучению".
В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».
А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками.
Публикация «Консультация для родителей и педагогов ДОО „Психолого-педагогическая готовность ребенка к школьному обучению“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
И. Шванцара определяет школьную зрелость - как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении. В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.
Л. И. Божович указывает, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.
На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
В понятие «готовность ребенка к школе» входят три составляющие:
- готовность физиологическая
- психологическая
- социальная или личностная.
Все составляющие тесно взаимосвязаны; недостатки в формировании любой из них сказываются на успешности обучения. Это не разные виды, а разные стороны проявления готовности в различных формах активности. Самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность, умение взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о его физиологической, социальной или психологической готовности. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе - готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования в форме учебной деятельности, - представляет собой сложное структурно-системное образование. Охватывает оно все стороны детской психики :
- личностно-мотивационную и волевую сферы
- элементарные системы обобщенных знаний и представлений
- некоторые учебные навыки и способности.
В соответствии с психологической структурой деятельности в понятии «готовность» выделяют пять учебно-важных качеств, которыми должен владеть ребенок.
1. Личностно-мотивационное отношение к школе и учению : желание или нежелание принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, т. е. учиться.
2. Принятие учебной задачи: понимание задач, поставленных педагогом; желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи.
3. Представления о содержании деятельности и способах ее выполнения: уровень элементарных знаний и умений, сформированных к началу обучения.
4. Информационное отношение: обеспечивает восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.
5. Управление деятельностью: планирование, контроль и оценка собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.
Подготавливая детей к школе, недостаточно просто развивать память, внимание, мышление и т. д. индивидуальные качества ребенка начинают работать на обеспечение усвоения школьных знаний, т. е. становятся учебно-важными тогда, когда направлены на учебную деятельность и содержание обучения.
Высокий уровень познавательной активности еще не гарантирует достаточную мотивацию учения; необходимо, чтобы познавательные интересы ребенка были связаны с содержанием и условиями школьного обучения. Но бывает и так, что любознательные и активные первоклассники, обладающие знаниями в самых разных областях, испытывают трудности в обучении и в школу ходят без желания. Следовательно, говоря о психологической готовности к обучению в школе, надо иметь в виду и общий уровень развития ребенка, и его мотивацию.
В структуре стартовой готовности ребенка к школе необходимо выделить шесть базовых характеристик мотивов, ведущих качеств. Это:
- социальный мотив, основанный на понимании общественной значимости, необходимости учения и на стремлении к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться: это нужно и важно»);
- учебно-познавательный (интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому);
- оценочный (стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение – «Я хочу в школу потому, что буду получать там одни пятерки»)
- позиционный, связанный с интересом к внешней атрибутике («Я хочу в школу потому, что там большие, а в детском саду маленькие; мне купят тетради, пенал, портфель»);
- внешний мотив («Пойду в школу, потому что так мама сказала»);
- игровой мотив («Хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).
Ребенок адаптируется к школе не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил организма и психики. В начале обучения почти у всех первоклассников наблюдаются двигательное возбуждение или заторможенность, снижение аппетита, плохой сон, повышенная утомляемость. Эти реакции закономерны, ведь изменяется привычный образ жизни. Длительность и острота процесса зависят от состояния здоровья и уровня стартовой готовности ребенка к систематическому обучению. Установлено: чем менее готов ребенок к школе, тем труднее он справляется со школьными нагрузками, тем труднее привыкает к новой жизни и тем большая вероятность низкой успеваемости не только в первом классе, но и в последующие годы. Важно правильно определить возраст начала школьного обучения. Вот что писал по этому поводу еще в 19 веке К. Д. Ушинский: «…лучше начать учение несколько позднее, чем несколько раньше, хотя как-одно, так и другое имеют свои дурные стороны».