МААМ-картинки

Консультация для родителей и педагогов ДОО «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школьному обучению»

Ирина Маяцкая
Консультация для родителей и педагогов ДОО «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школьному обучению»
▼ Скачать + Заказать документы

" Психолого-педагогическая готовность ребенка к школьному обучению".

В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».

А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками.

Публикация «Консультация для родителей и педагогов ДОО „Психолого-педагогическая готовность ребенка к школьному обучению“» размещена в разделах

И. Шванцара определяет школьную зрелость - как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении. В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.

Л. И. Божович указывает, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

В понятие «готовность ребенка к школе» входят три составляющие:

- готовность физиологическая

- психологическая

- социальная или личностная.

Все составляющие тесно взаимосвязаны; недостатки в формировании любой из них сказываются на успешности обучения. Это не разные виды, а разные стороны проявления готовности в различных формах активности. Самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность, умение взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о его физиологической, социальной или психологической готовности. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе - готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования в форме учебной деятельности, - представляет собой сложное структурно-системное образование. Охватывает оно все стороны детской психики :

- личностно-мотивационную и волевую сферы

- элементарные системы обобщенных знаний и представлений

- некоторые учебные навыки и способности.

В соответствии с психологической структурой деятельности в понятии «готовность» выделяют пять учебно-важных качеств, которыми должен владеть ребенок.

1. Личностно-мотивационное отношение к школе и учению : желание или нежелание принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, т. е. учиться.

2. Принятие учебной задачи: понимание задач, поставленных педагогом; желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи.

3. Представления о содержании деятельности и способах ее выполнения: уровень элементарных знаний и умений, сформированных к началу обучения.

4. Информационное отношение: обеспечивает восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.

5. Управление деятельностью: планирование, контроль и оценка собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.

Подготавливая детей к школе, недостаточно просто развивать память, внимание, мышление и т. д. индивидуальные качества ребенка начинают работать на обеспечение усвоения школьных знаний, т. е. становятся учебно-важными тогда, когда направлены на учебную деятельность и содержание обучения.

Высокий уровень познавательной активности еще не гарантирует достаточную мотивацию учения; необходимо, чтобы познавательные интересы ребенка были связаны с содержанием и условиями школьного обучения. Но бывает и так, что любознательные и активные первоклассники, обладающие знаниями в самых разных областях, испытывают трудности в обучении и в школу ходят без желания. Следовательно, говоря о психологической готовности к обучению в школе, надо иметь в виду и общий уровень развития ребенка, и его мотивацию.

В структуре стартовой готовности ребенка к школе необходимо выделить шесть базовых характеристик мотивов, ведущих качеств. Это:

- социальный мотив, основанный на понимании общественной значимости, необходимости учения и на стремлении к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться: это нужно и важно»);

- учебно-познавательный (интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому);

- оценочный (стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение – «Я хочу в школу потому, что буду получать там одни пятерки»)

- позиционный, связанный с интересом к внешней атрибутике («Я хочу в школу потому, что там большие, а в детском саду маленькие; мне купят тетради, пенал, портфель»);

- внешний мотив («Пойду в школу, потому что так мама сказала»);

- игровой мотив («Хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).

Ребенок адаптируется к школе не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил организма и психики. В начале обучения почти у всех первоклассников наблюдаются двигательное возбуждение или заторможенность, снижение аппетита, плохой сон, повышенная утомляемость. Эти реакции закономерны, ведь изменяется привычный образ жизни. Длительность и острота процесса зависят от состояния здоровья и уровня стартовой готовности ребенка к систематическому обучению. Установлено: чем менее готов ребенок к школе, тем труднее он справляется со школьными нагрузками, тем труднее привыкает к новой жизни и тем большая вероятность низкой успеваемости не только в первом классе, но и в последующие годы. Важно правильно определить возраст начала школьного обучения. Вот что писал по этому поводу еще в 19 веке К. Д. Ушинский: «…лучше начать учение несколько позднее, чем несколько раньше, хотя как-одно, так и другое имеют свои дурные стороны».

Публикации по теме:

Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Уважаемые родители! Как быстро пролетело время, ваши дети скоро пойдут в первый.

Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению»Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению» Добрый день, коллеги! Хочу представить вам мою консультацию для родителей "Рекомендации по подготовке детей к школе" Возраст 6–7 лет.

Консультация для родителей старших дошкольников «Тест на готовность ребенка к школе» В каждом учебном заведении используются разные способы исследования уровня интеллектуального развития. Предлагаем вам провести несколько.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.

Консультация «Почему учиться трудно? Или что такое адаптация к школьному обучению» Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, и так и в физиологическом.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе. Консультация для педагогов и родителей Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем,.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей и педагогов ДОО «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школьному обучению»
Опубликовано: 15 марта 2022 в 11:53
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей и педагогов ДОО «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школьному обучению»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Маяцкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД