Любовь Чаплыгина
«Детские страхи». Консультация для родителей и педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Как часто ребенок жалуется: «Я боюсь, мне страшно!» или не жалуется, а жмется к стенке, хватает вас за руку, прячет лицо или «бьется в истерике».
Что это такое – детские страхи? Проявление природной робости, капризы, или быть может первые признаки психического расстройства? Как нам относиться к детским страхам? Нужно ли с ними «бороться»? Что может способствовать их появлению? Много вопросов… Ответить на них, не зная конкретной ситуации, невозможно. Однако попробуем сориентироваться хотя бы в общих чертах.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Страх и детская тревожность
- Страх, детские страхи, тревожность. Консультации для родителей
- Темочки
Ребенок боится темноты, боится оставаться один, боится войти в воду, боится собак, незнакомых людей, темной комнаты. Ведет себя при этом по-разному. Может заплакать; может застыть в ужасе, зайтись в крике, даже посинеть, потерять дыхание на несколько секунд. Но чаще всего, испытывая страх, ребенок возбужден – он мечется, кричит, цепляется за вас или вырывается из рук, пытается убежать, спрятаться.
Если страхи мучают его продолжительное время, то меняется и его поведение, и настроение: он делается молчаливым, подавленным и скучным. Или – как будто бы наоборот – неусидчивым, раздражительным, конфликтным, безостановочно болтливым… Такие, на первый взгляд, непохожие проявления суть две стороны одного расстройства – невроза страха. Что делать, в каждом конкретном случае подскажет психолог или детский психиатр. А вот что не нужно делать, чтобы не усугубить положение? Попробуем разобраться.
*Отнеситесь внимательно к жалобам, страхам и опасениям ребенка. Забудьте столь удобные понятия, как «капризы» и «фокусы». Конечно, чаще всего страх обнаруживается у ребенка в самый неудобный для нас момент – скажем, вечером во время укладывания. Трудно поверить, что ему на самом деле страшно : наверное, просто не хочет спать, капризничает. А у нас как раз в это время – масса своих дел….
- В тот момент, когда ребенок испытывает страх, бессмысленно и жестоко подначивать его и смеяться над ним: такой взрослый, а один остаться боишься; ты же мужчина, а испугался щенка; такая большая, а в воду войти трусишь. Незачем приводить героические примеры из собственного детства – «вот я в твоем возрасте». Или - отыскивать «совершенно бесстрашных» мальчиков и девочек среди его собственных друзей
- К страхам ребенка нужно относится внимательно. Но, пожалуй, нет смысла пытаться убедить его на деле, чего бояться нечего - к примеру, вместе с ним залезть под кровать, чтобы доказать, что там нет чудовища, которое пугает ребенка. Страх - это чувство, которое рассудком плохо поверяется: даже никого не обнаружив, ребенок не перестает бояться. Разумнее постараться его отвлечь, переключить и занять чем – нибудь: почитать, дать игрушку, просто поговорить.
-И уж совсем нельзя пытаться «натренировать» ребенка преодолевать страх. Старинное врачебное правило «лечи подобное подобным» здесь совершенно не годится. Оставляя ребенка в темноте, «чтобы привыкал», вы рискуете закрепить реакцию страха, сделать этот страх навязчивым.
Ребенок, страдающий тревожностью и страхами, нередко чрезмерно впечатлителен и легко возбудим от природы; однако, случается, невротические страхи возникают у детей из-за нашей собственной неосторожности, душевной глухоты и бездумности.
Страхи появляются у ребенка в ситуации эмоционального напряжения, психической травмы; эта реакция нередко бывает преувеличенной, почти шоковой в коллизиях, на взрослый взгляд, просто пустяковых. Окружающий мир воспринимается ребенком не всегда соразмерно, масштаб событий нередко бывает нарушен. Конечно, понятно наше стремление предохранить детей от болезненных и страшных столкновений с действительностью; но это стремление нередко лишает нас чувства меры.
Обучая ребенка элементарным правилам личной безопасности (не открывать чужому дверь, не ходи никуда с незнакомыми, возвращайся вовремя домой и т. д., совсем не обязательно подкреплять свои аргументы рассказами о расчлененных трупах на чердаке и повальных грабежах у знакомых. Ваш авторитет велик; ребенок поверит вам и без этих душераздирающих подробностей. Старайтесь по возможности оградить его от того страшного, чем пугают нас газеты, телевидение и радио, не подливайте масла в огонь, обсуждая во всех подробностях очередную кровавую историю за семейным столом.
Разумеется, невозможно, да и незачем пытаться всюду подстелить детям солонку, оградить их от столкновений с жестокостью мира, но если мы не будем бездумны и равнодушны, то услышим, быть может, как наш ребенок вслед за классиком скажет: «Он пугает, а мне не страшно».
Словом, невроз страха – страдание, появление которого мы можем вызвать невольно, по собственной беспечности или незнанию.