Елена Назарова
Консультация для родителей «Хвалить надо уметь»
▼ Скачать + Заказать документы
Иногда можно так похвалить ребенка, что он не захочет больше ничего делать или перестанет верить в себя. Как отличить полезную похвалу от вредной?
ВРЕДНАЯ ПОХВАЛА.
Оценочная похвала. Вы оцениваете самого ребенка или его работу («хороший рисунок», «твой дом построен правильно», «гениально»). Дети не любят никаких оценок – ни плохих, ни хороших.
Публикация «Консультация для родителей „Хвалить надо уметь“» размещена в разделах
- Как правильно хвалить ребенка. Консультация для родителей
- Консультации для родителей
- Наказание и поощрение детей
- Темочки
Похвала со знаком «слишком». Вы опережаете события и захваливаете ребенка, хотя тот еще ничего не достиг («прекрасный музыкант», «настоящий герой»). После таких слов ребенок ничего не захочет делать – зачем стараться, если уже похвалили?
Похвала – сравнение. Нельзя хвалить ребенка, при этом принижая другого («Ты танцевала лучше, чем Катя», «Сережа хуже тебя прочитал стихотворение»). Если ребенка сравнивать с другими детьми, у него возникнет чувство конкуренции. Вместо того, чтобы дружить, он начинает присматриваться: а кто сейчас лучше?
Похвала – противоречие. Например: «Молодец, глупышка!» Первое слово – радует, второе – обижает и полностью обесценивает первое. Или: «Хорошо, конечно, но не так как у меня». Не сравнивайте уровень ребенка со своим. После такой похвалы у него опустятся руки: как ему, маленькому, догнать вас, взрослого?
ПОЛЕЗНАЯ ПОХВАЛА.
Описательная похвала. «Я вижу, что ты нарисовал дом, деревья, кошку, цветы!» Увлеченно скажите о том, что вы видите на рисунке. Тогда ребенок поймет, что мама обратила внимание на каждую деталь, а это лучшая награда!
Похвала действенная. «Ты с таким интересом рассматривал каждый цветочек в лесу!», «Ты не зря так долго разукрашивал рисунок – получилось очень красиво и аккуратно!» Отмечайте все то, чего ребенок достиг. И будьте умеренны в похвале, чтобы не перейти границу «слишком».
Похвала личностная. «Ты в этот раз так красиво нарисовала каждую веточку у дерева!», «Сегодня ты не стал обижать младшего братика, а объяснил ему, что тебе неприятно, когда он мешает тебе заниматься». Если сравнивать ребенка, то только с самим собой, отмечая его пусть пока и небольшие, но личные достижения.
Воодушевляющая похвала. «Ты умный и сможешь отгадать загадку», «Ты смелый и не будешь бояться собаку». Такие слова помогут, когда ребенок готов сделать что-то, но сомневается, или не может решиться, или уже готов отказаться после неудачной попытки. Этой похвалы должно быть «чуть-чуть», тогда она подействует.
ПОХВАЛА В ДВА ШАГА.
Старайтесь следить за тем, как именно вы хвалите ребенка. Полезная похвала состоит из двух частей: сначала вы хвалите за приложенное усилие, а затем – за достигнутый результат. Например: взрослый с уважением и интересом отзывается о работе ребенка: «Я вижу, что ты долго трудился, чтобы из конструктора построить такой красивый и интересный замок!» Ребенок, услышав поощрение, подумает про себя: «Получилось хорошо, потому что я очень постарался и придумал такую постройку!»
Уважаемые родители! Будьте внимательны к своему ребенку. С уважением относитесь к его интересам, достижениям! Не забывайте, что хвалить надо уметь!