Мельник Татьяна
Консультация для родителей «Гиперактивный ребёнок»
▼ Скачать +Заказ
Консультация для родителей: «Гиперактивный ребёнок».
В последнее время все больше и больше родителей сталкиваются с термином "гиперактивность". Им приходится слышать это слово от воспитателей в детском саду, детских неврологов, учителей, психологов и даже случайных прохожих, наблюдающих за поведением ребенка. Очень часто подобный "ярлык" вешается без разбора на любого, просто активного, ребенка. Давайте же вместе разберемся, что конкретно подразумевается под этим "диагнозом" – гиперактивность.
Публикация «Консультация для родителей „Гиперактивный ребёнок“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
Гиперактивность (синдром дефицита внимания с гиперактивностью – СДВГ») проявляется у детей не свойственной, для нормального развития импульсивностью, двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, невнимательностью. Такие дети, как правило, не могут сосредоточиться на одном предмете, не способны завершить выполнение поставленной задачи. Продуктивность выполнения задания обычно низкая. Часто отмечается повышенная утомляемость. Умственная деятельность детей с СДВГ характеризуется цикличностью. Состояние утомления сопровождается беспричинным раздражением, плаксивостью, истериками. Могут отмечаться нарушения пространственной координации, проявляющиеся в двигательной неловкости, неуклюжести. Необычность поведения таких детей не является результатом дурного характера, упрямства или невоспитанности. Причиной является специфическая особенность психики, обусловленная как физиологическими (нарушениями в определенных структурах мозга, наследственность, патология беременности и родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни, так и психосоциальными факторами. Очень часто в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД, которая сопровождается такими поведенческими проявлениями, как повышенная возбудимость, непоседливость, раздражительность. Наличие ММД определяет врач-невролог после проведения специальной диагностики и при необходимости назначает лечение. В работе с гиперактивными детьми необходим комплексный подход с участием педагогов, психолога, врача-невропатолога, логопеда. Поскольку своевременно не выявленная гиперактивность в дальнейшем может стать причиной школьной неуспеваемости, проявления неадекватного поведения, необходимо вовремя выявить признаки СДВГ для постановки диагноза и начала лечения. Таким образом, причины, вызывающие гиперактивность, носят биологический, генетический, социально-психологический характер.
Большинство специалистов-психологов выделяют следующие признаки гиперактивности:
1. Ребенок находится в постоянном движении, ему крайне сложно себя контролировать, то есть даже если малыш устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
2. Для такого малыша характерны резкие смены настроения. Часто бросается на пол, у него так называемая "сухая" истерика – только крик, без слез. Успокоить ребенка в этот момент практически невозможно.
3. Ребенок быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них, часто убегает или отвлекается.
4. Часто не реагирует на обращение взрослого, хотя и слышит его.
5. Ребенку сложно доводить до конца начатое им дело, даже если оно ему интересно.
6. Ребенка невозможно вовремя уложить спать, а если малыш все-таки заснул, то спит урывками, беспокойно, часто с криком просыпаясь посреди сна.
7. У гиперактивных детей часто имеются кишечные расстройства (запоры или диарея). Не редки всевозможные аллергии.
8. Основная жалоба родителей таких детей – это то, что ребенок - неуправляемый, абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.
9. Гиперактивный ребенок часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни, другие опасные предметы.
10. Для гиперактивного ребенка характерны следующие общие черты: невнимательность, сверхактивность (вербальная, двигательная, умственная) и импульсивность.
Родители, как правило, испытывают много трудностей.
Одни пытаются жесткими мерами бороться с "непослушанием" ребенка, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят жесткую систему запретов.
Другие, устав от бесконечной борьбы с ребенком, опускают руки, стараются не обращать внимания на его поведение и предоставляют ему полную свободу действий, тем самым лишая ребенка необходимой поддержки.
Третьи, слыша в детском саду, и в школе, и в других общественных местах непрекращающиеся упреки и замечания в адрес своего ребенка, начинают винить себя в том, что он такой, вплоть до отчаяния и депрессии (что, в свою очередь, негативно влияет на чувствительного ребенка).
Однако во всех вышеперечисленных случаях родители неспособны выработать последовательную оптимальную линию поведения в отношениях с ребенком, поэтому их действия мало эффективны.
Основными ошибками взрослых при воспитании гиперактивного ребенка являются:
• Недостаток эмоционального внимания, подменяемого физиологическим уходом.
• Недостаток твердости и контроля воспитания.
• Неумение воспитать навыки управления гневом, так как чаще всего сами не обладают этим навыком.
ПРИЗНАКИ ИПУЛЬСИВНОСТИ
ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА:
Чтобы вам было легче с нами жить, а мы вас любили:
* Не загружайте нас скучной и нудной работой. Больше жизни! Больше динамики! Мы все можем!
* Не вздумайте давать нам длинных инструкций! На пятнадцатом слове нас больше интересует, какого цвета носки у соседа, чем ваша поучительная речь. Говорите конкретно, по делу, не более десяти слов.
* Не требуйте от нас, чтобы мы были одновременно и внимательными, и аккуратными, и усидчивыми. Это выше наших сил!
А вообще – запомните: похвала и порицание действуют на нас сильнее, чем на других. Гиперактивные дети.
Если в возрасте до 7 лет проявляются 8 из перечисленных моментов, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с психологом, а потом уже обращаться к невропатологу. Важно не перепутать проявление гиперактивности с различными органическими заболеваниями, а также с темпераментом холерика.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:
• Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты.
• Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения.
• Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз.
• Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати».
• Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом.
• Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.
• Не опускайте руки! Любите вашего норовистого ребенка. Помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности.
• Играйте с ребенком в подвижные игры, заинтересуйте занятием спортом, особенно плаванием.
• Используйте эмоциональные воздействия, содержащиеся в голосе, мимике, жестах.
ИГРЫ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ:
Игра "Подушечные бои"
Попробуйте ответить на вопрос, как часто вы даете своему ребенку пошалить, побаловаться — одним словом разрядиться и выплеснуть накопившееся за день напряжение?
К большому сожалению, нет. Организуйте "подушечные бои" как спортивное соревнование, в котором двое играющих, становясь на две газеты, пытаются подушками выбить с них друг друга. В следующий раз можно по тому же сценарию провести, например, "Петушиные бои" и т. д.
Не расстраивайтесь по поводу беспорядков, которыми они будут сопровождаться, наградой вам будет последующее спокойствие вашего ребенка.
Игра "Расскажи стихи руками"
Суть игры в следующем. Взрослый совместно с ребенком по очереди пытаются различными движениями рук с использованием мимики показать содержание стихотворения, небольшой басни, рассказа.
Игра "Успевай-ка"
Содержание игры сводится к тому, что взрослый договаривается с ребенком о том, что будет, допустим, называть цифры, а тот должен следить и сказать "Стоп", если произнесена условленная цифра, например "7". Можно усложнять правила: "Стоп" говорить только в том случае, если перед цифрой "7" называлась цифра "6". Поддержать интерес ребенка к данной игре можно, заменив слуховой материал на зрительный.
Игры с песком снимают напряжение, развивают психоэмоциональное состояние, развивают мелкую моторику. На песке можно дети помладше могут рисовать рисунки и фигуры, а постарше - писать буквы слова палочкой или пальцем.
Игры «Секрет», «Найди сокровища». Ведущий закапывает игрушки, ракушки, камешки в песок, а ребенок с закрытыми глазами, ощупывая предмет, пытается узнать, что это и где находится, не раскрывая кулачок, или просто откапывает его. Предложите ребенку повторять за вами все слова и действия. Начинайте показывать быстрые, резкие движения или громко кричите. Постепенно переходите к более спокойным, плавным движениям и тихой речи.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТИШЕК!
1. Физическое наказание недопустимо. Ребенок должен доверять вам, ежесекундно ощущать вашу поддержку, а не бояться вас. Возникающие трудности старайтесь решать совместно с малышом.
2. Все запреты должны быть четко обоснованными и по возможности сведены к минимуму, а «да» должно звучать как можно чаще.
3. Позитивная модель поведения является приоритетной в отношениях с гиперактивным ребенком. Такие малыши не чувствительны к выговорам и замечаниям, но даже малейшая похвала имеет для них огромное значение, поэтому не упускайте возможность похвалить малыша и подчеркнуть даже самые незначительные его успехи.
4. Старайтесь не завышать и не занижать требования к ребенку. Ставьте перед ним такие задачи, которые максимально соответствуют его способностям.
5. Нагрузите ребенка домашними делами, которые он в состоянии выполнить сам (выгулять собаку, вытереть пыль, полить цветы) и никогда не делайте их за него.
6. Начните вести дневник, в котором каждый день отмечайте вместе с ребенком все его успехи и достижения (учеба, помощь родителям по дому, выполнение домашних заданий).
7. Можно ввести определенную систему поощрений и вознаграждений (например, за каждый хороший поступок давать ребенку красивую наклейку или картинку, а за определенное их количество можно поощрить малыша недорогой игрушкой или новой книжкой).
8. Для гиперактивного ребенка очень важно установление строгих рамок поведения. Такой ребенок, как никто другой, должен научиться четко понимать, что можно делать, а чего нельзя, так как отстранение его от требований принесет больше вреда, чем пользы. Однако эти правила не должны предъявляться в форме приказа. Категоричность допускается только в тех случаях, когда речь идет о безопасности и здоровье малыша.
9. Помните, что причиной вызывающего поведения вашего ребенка может быть элементарное желание привлечь ваше внимание. Проводите с ним как побольше времени: читайте, разговаривайте, учите общаться (выслушать собеседника, правильно сформулировать свою мысль, наблюдайте за окружающим миром и просто играйте.
10. Соблюдение режима также является очень важным фактором в воспитании гиперактивного ребенка. Приучайте его есть, гулять, играть и спать в одно и то же время.
11. Гиперактивный ребенок нуждается в спокойной обстановке. Если нет возможности выделить отдельную комнату, то постарайтесь максимально адаптировать общую спальню под потребности ребенка (свести к минимуму количество отвлекающих предметов, оклеить стены обоями успокаивающих тонов).
12. Выделите для занятий отдельный уголок, где постарайтесь создать все необходимые условия (уберите со стола все лишние предметы, не вешайте над столом яркие плакаты или фотографии).
13. Если учеба дается ребенку нелегко, не нужно требовать от него хороших оценок по всем предметам, пусть он лучше сконцентрируется на 2-3 основных.
14. Так как психика ребенка легко и быстро возбудимая, то, гуляя с ним, старайтесь избегать мест с большим скоплением людей (рынки, шумные улицы, крупные торговые центры).
15. Обеспечьте ребенку своевременный и полноценный отдых, так как переутомление может привести к увеличению двигательной активности, а недосыпание значительно снижает уровень внимания и самоконтроля. Контролируйте время, которое ребенок проводит перед экраном телевизора и за компьютером.
16. Научите ребенка осознанно контролировать свои поступки. Пусть привыкает к тому, что перед каждым своим действием, нужно посчитать от 1 до 5 и обратно.
17. Помогите ребенку найти то занятие, которое ему интересно и которое у него лучше всего получается. Став специалистом в какой-то области, ребенок почувствует уверенность в себе, в своих возможностях, что станет хорошим плацдармом для достижения успехов в других вопросах. Здесь важно не переусердствовать: будет ошибкой запись ребенка одновременно в несколько кружков и секций. Пусть сначала потренирует свою память и внимание в каком-то одном занятии.
18. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок имел возможность выплеснуть избыток своей необузданной энергии. Это могут быть ежедневные активные прогулки на свежем воздухе, спортивная секция, плавание, бег. Следите за тем, чтобы ребенок не переутомлялся.
19. И помните, что ваше спокойствие и терпение – залог успеха в воспитании вашего гиперактивного малыша!