Марина Маркова
«Гимнастика для глаз». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему : «Гимнастика для глаз»
В процессе восприятия окружающего мира многое мы узнаем с помощью зрения: о форме, величине, цвете предметов, а также степень их удаленности относительно друг друга и их расположение в пространстве. Различные функции зрения помогают получить нам богатую информацию об окружающем мире. Двигательные функции, острота зрения, поле зрения, характер зрения, цветоразличение – основные функции глаза. Изменение зрительного восприятия является следствием нарушения любой из этих функций. Так, нарушение функции остроты зрения затрудняет узнавание предметов и изображений, а также снижает разрешающую способность глаза к полноте, точности и скорости восприятия информации. К смешению зеленого и красного цветов или невозможности различить один из трех цветов (синего, красного и зеленого) приводит нарушение функции цветоразличения. К трудностям в пространственной ориентировке приводят возникающие нарушения функции поля зрения. Искажение стереоскопического, пространственного восприятия окружающих предметов, снижение способности видеть двумя глазами одновременно и способность воспринимать рассматриваемый предмет как единое целое, является нарушением бинокулярного характера зрения. Косоглазие, являющееся нарушением глазодвигательной функции, приводит к отклонению от общей точки фиксации одного глаза.
Публикация «„Гимнастика для глаз“, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Зрение, глаза. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Количество детей с различными нарушениями зрения, которые входят в группу риска, растет год от года. Даже при появлении незначительных неблагоприятных факторов возникают проблемы со зрением у детей, находящихся в группе риска по зрению, и число таких детей растет. Давно известно, что болезнь легче предотвратить, чем лечить. Поэтому коррегирующая и профилактическая работа с детьми выступает в ДОУ сегодня, как обязательный компонент образовательной деятельности. Для проведения профилактической и коррекционной работы с детьми педагогам требуется повышение уровня компетентности в данной виде деятельности. По профилактике переутомления глаз и коррекции нарушений зрения, зрительная гимнастика является одной из основных форм работы педагогов.
Профилактика нарушения зрения детей – основная цель гимнастики для глаз.
Основными задачами являются:
- укрепление глазных мышц и предупреждение их переутомления;
- улучшение кровоснабжения тканей глаза;
- снятие напряжения зрительного аппарата;
- укрепление мышцы век;
- общее оздоровление зрительного аппарата
К основным принципам гимнастики для глаз относятся :
- индивидуальный подход, учитывающий состояние здоровья детей и их возраст.
- регулярность проведения упражнений.
- постепенное увеличение нагрузок за счет регулирования времени, скорости и сложности упражнений, сочетающееся с двигательной активностью детей.
- поддержание и развитие заинтересованности у ребенка к данному виду упражнений. Специальных условий для проведения гимнастики не требуется, однако следует соблюдать следующие рекомендации:
- гимнастику проводить несколько раз в течении дня. В младшем дошкольном возрасте 2-3 минуты, в старшем увеличивается до 4-5 мин длительность ее проведения.
- гимнастику можно проводить в любой части занятия (в начале, середине или в конце) с учетом возрастного, зрительного и двигательного потенциала детей.
- зрительная гимнастика проводится по словесным указаниям педагога, с использованием стихов и потешек.
- используемый стихотворный текст педагог должен знать его наизусть. Стихотворный текст первоначально применяется короткий (до 4 строк, постепенно переходя к более сложным и длинным.
- педагогу рекомендуется учитывать при планировании принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами : зажмуривания, моргание, вверх-вниз, вправо-влево, круговые движения, выпячивание глаз, а затем использовать их в более сложном стихотворном тексте в различных сочетаниях.
- при планировании НОД рекомендуется разучивать и использовать в месяц одну гимнастику для глаз в стихах, а на четвертый раз использовать гимнастику с предметами или без предметов.
Комплексы гимнастики делятся по возрастам так:
3-4 года – первые упражнения простые упражнения;
5-7 лет – расслабляющая гимнастика.
7 лет – к расслабляющим упражнениям можно добавить комплекс, направленный на укрепление глазных мышц.
Вот самые распространенные упражнения, включенные во все комплексы гимнастик для глаз :
«Бабочка машет крылышками», «Метелки» - моргание – происходит отдых, очищение и смывание глаз.
«Письмо носом» - снижает напряжение в области глаз.
«Зоркие глазки» - упражнение служит для профилактики нарушений зрения.
«Стрельба глазами» - упражнение служит для профилактики нарушений зрения.
Пальминг (от англ. «palm» - ладони) : применяется для снятия напряжения с глаз, усталости.
Упражнение «Далеко – близко» .
Очень важно чтобы при выполнении упражнения голова была неподвижна (если не указано иначе). Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать.
Регулярно проводите с детьми гимнастику для глаз, превратив это в ежедневную увлекательную игру. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью ребенка. Как педагогическое явление - служит средством воспитания и коррекции методом обучения, формой организации деятельности. Поэтому, интересней всего для детей проходят гимнастики, в которых
- задания даются в стихотворной форме.
- используются заданий поиска предметов и картинок в различных местах группы. Необходимый картинный материал для создания зрительных образов можно найти в разнообразных книгах-раскрасках, интернете.
- применяются движения по определенным дорожкам, заданным в задании - глазки делают зарядку на «зрительном стадионе» (по методике В. Ф. Базарного).
- используются ИКТ.
- используются для тренировки глаз – стереокартинки. Эта гимнастика для глаз наиболее эффективна и интересна для детей. Картинки улучшают зрение и предупреждают обострение многих глазных заболеваний. Необходимо просто всматриваться в пестрое изображение и стараться различить картинку, которая проявляется в трехмерном пространстве
- в задании требуется найти отличия на одинаковых изображениях. Это очень интересно, но главное – тренировка внимания и зрения.
Зрение детей является одной из самых больших драгоценностей, потеряв которую очень трудно вернуть. Поэтому зрение ребенка необходимо оберегать, и глазная гимнастика занимает одно из самых важных мест в работе по профилактике и коррекции. В нашем дошкольном образовательном учреждении решаются задачи, связанные с укреплением, сохранением здоровья и физического развития детей. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику его развития.
Методическая подборка «Гимнастика для глаз» в стихах
(по Шабановой П., Выгодской И. Г., Пеллингер ЕЛ., Успенской Л. П.)
"Отдыхалочка"
Мы играли, рисовали (выполняется действия, о которых идет речь)
Наши глазки так устали
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть - чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем.
«Сова»
Совушка-сова, большая голова,
На суку сидит,
во все стороны глядит.
Вправо, влево, вверх и вниз,
Звери, птицы, эх, держись!
Часы
Тик-так, тик-так
Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,
Налево раз, направо раз,
Мы тоже можем так,
Тик-так, тик-так.
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
Стрекоза
Вот какая стрекоза, Соединить большой и указательный пальцы,
Как горошины глаза. поднести их к глазам
Влево — вправо, Соответственно смотреть глазами,
Вниз — вперед. не поворачивая головы.
Ну, совсем как вертолет!
Синички
Мы летаем высоко, Соответственно смотреть глазами,
Мы летаем низко, не поворачивая головы.
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко.
Ночь"
Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь)
Надо нам зажмурится.
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать.
Снова до пяти считаем,
Снова глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять
Открываем их опять. (повторить 3 - 4 раза)
Мы рисуем
Много ль надо нам, ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата, Рисуем указательным пальцем в воздухе и следим взглядом
А на них — огромный круг,
А потом еще кружочки,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень-очень
Развеселый Чудачок!
Линии
На прямой дорожке — палка Рисуем по тексту в воздухе пальцем, следим за
На кривой дорожке - галка, ним глазами.
По наклонной едут сани,
По волнистой — кот с усами.
«Мой веселый, звонкий мяч»
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, синий, голубой,
Не угнаться за тобой.
Посмотреть влево- вправо, посмотреть вниз — вверх, круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз. Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз, Повторить 2 раза.
«Осень»
Осень по опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите – осень в золото одета!
Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза)
«Елка».
Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки,
А внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.
Выполняют движения глазами.
Посмотреть снизу вверх.
Посмотреть слева направо.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.
«Овощи»
Ослик ходит выбирает, Обвести глазами круг.
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива, посмотреть вверх
А внизу растет крапива, посмотреть вниз
Слева – свекла, справа – брюква, посмотреть влево - вправо
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава, посмотреть вниз
Сверху – сочная ботва. посмотреть вверх
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.
Примеры упражнений для глаз
(метод Бейтса)
Общеукрепляющие упражнения для глаз
1. Закрыть глаза. Поморгать сомкнутыми веками.
2. Закрыть глаза, посмотреть вверх, влево, вниз, вправо и в обратном направлении.
3. Открыть глаза и смотреть в одну точку, не моргая, 2-3 с, потом прикрыть веки и опять открыть.
3. В течение 5 с смотреть обоими глазами на переносицу.
4. Обоими глазами смотреть на кончик носа до появления легкой усталости.
Моргание
Принять любую устойчивую позу. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать). Упражнение выполнять от 30 до 60 с. Затем расслабить глаза.
Это упражнение дает хороший отдых глазам, усиливает их кровообращение. Может выполняться в любое время.