Ольга Володина
Конспект консультации для родителей «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать
Цель: Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитание, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье.
Задача: Повысить компетентность в вопросах полоролевого развития детей.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект консультации для родителей „Гендерное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Анкетирование родителей.
Подготовка видеоролика и презентации.
Наглядные пособия и материалы: компьютер; проектор, экран; презентация «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»; бланки с заданиями; газеты, журналы, цветная бумага, карандаши, фломастеры, клей; анкеты для родителей
План проведения:
Вступление
Просмотр видеоролика.
Основная часть
Что такое гендерное воспитание?
Результаты анкетирования родителей.
Игра «Черты характерные для мальчиков и для девочек»
Педагогические ситуации.
Практическое задание.
Рефлексия
Буклеты «Рекомендации родителям по воспитанию девочек и мальчиков».
Ход мероприятия:
Вступление
- Добрый вечер уважаемые родители.
Тема нашей встречи «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста».
Прежде чем начать разговор, мы предлагаем Вам посмотреть и послушать размышления детей о принадлежности к тому или иному полу.
Видеоролик.
Детям предлагаются следующие вопросы:
1. Чем различаются мальчики и девочки?
2. Во что любят играть девочки? А мальчики?
3. Каким должен быть настоящий мужчина? А женщина?
4. Как стать настоящим мужчиной? Женщиной?
Основная часть
Песня «Гендер – что это такое?» (Слова В. Н. Ахметовой)
Гендер - что это такое?
Может, это мандарины?
Может, это чья – то шляпа?
Или чей ни будь зверек?
И зачем нам нужен гендер?
Чтобы разводить цветочки?
Рассадить их по горшочкам
Или посадить в чулок?
Гендер – это мама с папой,
Это милые детишки
Это платья и штанишки,
Гендер – это наша жизнь!
Это сила, это храбрость,
Это нежность и отважность
Очень разных двух миров.
Гендерное воспитанье
Важно для образованья.
Важно, чтобы быть счастливым
Гендер – это наша жизнь!
Для начала давайте попробуем ответить на вопрос «Что такое гендерное воспитание?»
(предположения родителей).
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками, а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, к какому полу он относится, что он либо мальчик, либо девочка и обозначает себя соответствующим образом.
В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, и эта принадлежность к полу не измениться.
При обучении и воспитании детей важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
Психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит:
• От отношения родителей к ребенку
• От характера родительских установок
• От привязанности матери к ребенку
• От привязанности ребенка к матери
• От роли отца в воспитании ребенка
Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье.
Доказано, что у девочек и мальчиков разные потребности и особенности развития. Следовательно, воспитывать мальчиков и девочек, руководствуясь одинаковыми принципами воспитания, нельзя.
Естественно, что для каждого ребенка, независимо от его пола, самой основной потребностью является любовь родителей, выражающаяся в доверии и заботе. И доверие, и забота необходимы как мальчикам, так и девочкам, однако здесь следует учесть, что девочки в любом возрасте больше нуждаются в заботе, мальчики же, в свою очередь, в доверии со стороны родителей.
Мальчики с самого раннего возраста проявляют самостоятельность, так как маленькому мужчине очень приятно осознавать, что он что-то делает сам, без помощи мамы. Так, если вы предложите ребенку свою помощь в каком-либо деле, мальчик, скорее всего, начнет протестовать. А девочка, наоборот, принимая помощь подобного рода, будет чувствовать, что ее любят.
Ошибки воспитания
Многие родители допускают в воспитании ребенка ошибки, что может самым негативным образом отразиться на характере малыша.
Так, если вы проявляете чрезмерную заботу о мальчике, он может истолковать ваше поведение, таким образом, будто вы не верите, что он может что-то осуществить самостоятельно. Это понижает самооценку мальчика, препятствует его успешности в будущем.
Если же вы даете очень много свободы своей дочери, недостаточно заботитесь о ней, стремясь развить в ребенке самостоятельность, она может подумать, что вы просто ее не любите и отталкиваете от себя. А это, согласитесь, также не очень хорошо для эмоционального благополучия ребенка.
Таким образом, родителям следует понять, что мальчику необходима некоторая свобода действий, так у него формируется самостоятельность, чувство ответственности за собственные поступки. Девочка же нуждается в заботе и внимании, так она будет ощущать себя любимой.
Некоторые родители отрицают, что воспитывают своих сыновей и дочерей неодинаково, между тем это не так. Различия в воспитании наблюдаются в самом раннем возрасте. Особенно неодинаково к детям разного пола относятся отцы. Папа может мало общаться с ребенком на первом году его жизни, предоставляя заботы о малыше маме, а по мере взросления ребенка он более охотно и часто занимается с сыном, нежели с дочерью.
Пример родителей
На воспитание мальчиков и девочек огромное влияние оказывает пример их родителей. Если в одной семье мама ласкова и внимательна ко всем членам семьи, стремится создать уют в доме, скорее всего, дочь последует ее примеру. Для сына же важнее личный пример отца.
Кроме того, на характер ребенка оказывает влияние и поведение родителя противоположного пола. Например, женственность мамы способствует формированию мужских черт характера у сына, и наоборот.
Анкетирование проводилось с целью подготовки к консультации в вашей группе по выявлению осведомлённости родителей в вопросах гендерного (полоролевого) воспитания.
В анкетировании приняло участие 7 родителей.
Как Вы считаете, в чём заключается роль семьи в воспитании мужских/женских качеств в ребёнке?
….
Какова роль матери в гендерном (полоролевом) воспитании ребёнка?
….
Как отец влияет на гендерное (полоролевое) развитие ребёнка?
….
Что Вы делаете в семье, чтобы воспитать достойных мужчину/женщину, как полноценного члена общества?
….
Что бы Вы хотели узнать о гендерном (полоролевом) воспитании мальчиков/девочек?
….
Мы хотим предложить Вам небольшую игру.
Игра «Черты характерные для мальчиков и для девочек»
Ведущий называет черты характера, традиционно присущие женскому и мужскому полу, родители располагают их в соответствующих колонках.
Черты характера: лидерские качества, агрессивность, порывистость, смелость, храбрость, мужественность, заботливость, ответственность, упрямство, решительность, душевность, эмоциональная чувствительность, доброта, покорность, уступчивость, кокетливость, нежность, женственность, мягкость, отзывчивость, покорность.
Обобщение:
Вы видите, что многие черты характера одинаково присущи как мальчикам, так и девочкам. Потом что современное общество требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т. п., но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь, заботиться о близких.
Вопросы группам:
Первая группа: Назовите произведения, в которых воспитывают идеалы мужественности (обосновать). т. е. отражают мужские стратегии поведения, где главный герой - мужской персонаж.
Вторая группа: Назовите художественные произведения, в которых описывают идеалы женственности (обосновать). т. е. отражают женские стратегии поведения, где главная героиня - персонаж женского пола.
Третья группа: Назовите произведения направленные на формирование представлений о дружной и счастливой семье (обосновать). т. е. есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Осознание себя как мужчины или женщины является предтечей гармоничного союза.
«Крошечка – Хаврошечка», «Морозко», «Рукодельница и Ленивица», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван – царевич», «Царевна – лягушка», «Кощей бессмертный», «Финист – ясный сокол», «Каша из топора», «Илья Муромец», «Снегурочка», «Мальчик с пальчик», «Летучий корабль», «Сивка-бурка», «Золотая рыбка», «Гуси-лебеди», «Царевна — Несмеяна», «Сказка об Иван-царевиче, жар-птице и о сером волке», «Золотой петушок»,
Вопросы группам:
Первая группа: Как вы считаете, какую роль в гендерном воспитании ребенка играет семья?
Семья. Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример.
Вторая группа: Как вы считаете, какую роль в гендерном воспитании ребенка играет педагоги детского сада?
Педагогический коллектив детского сада. Половое воспитание, прежде всего, должно быть направлено на родителей, а уж потом на детей. Педагог дает знания, отвечает на вопросы детей, касающиеся отношений полов, не стыдясь этого разговора. Гендерный подход находит свое отражение в нашем детском саду и при воспитании культурно-гигиенических навыков.
Третья группа: Как вы считаете, какую роль в гендерном воспитании ребенка играет окружение ребенка?
Окружение ребенка. Ребенку помогает осознать себя согласно своему половому признаку и действовать согласно ему все окружение. Под окружением понимаются: сверстники, взрослые, музыканты, песни которых ребенок слушает, сценаристы фильмов и мультфильмов, художники, писатели и поэты, модельеры и т. д.
Педагогические ситуации:
Педагогическая ситуация № 1:
Утром 4-х летняя Марина собирается в детский сад. И вот бабушка видит, что она надевает мамину шляпу.
-Красиво? Мне идёт? - спрашивает она.
-Нет, это не красиво. «Такие шляпы носят только взрослые женщины», - говорит бабушка.
А девочка своё :
-Нет, красиво! Мне нравиться! Я в ней пойду. Мне она в пору. Тогда бабушка подает ей мамины туфли на каблуках и серьё зным тоном говорит:
-К этой шляпе нужны и туфли соответствующие. Теперь будет красиво. Марина смотрит вопросительно, серьёзность бабушкиного тона приводит девочку в недоумение. А затем она серьё зно говорит:
-Ну, бабушка, ты и смешная! Тогда надевай ты мои туфли! Обе смеются, назревающий конфликт рассеян.
Вопросы:
1. Какую психологическую особенность девочек мы наблюдаем в данной ситуации?
2. Что воспитывает бабушка у внучки данным приёмом?
3. Присутствует ли в ваших отношениях с ребёнком юмор?
4. Помогает ли он вам в воспитании сына или дочери?
Педагогическая ситуация № 2:
Мать:
-Сынок, собирай игрушки, пора спать.
Сын не реагирует.
Мать: Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына.
Отец: А, я и не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал.
Мать (обращаясь к сыну) : Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец!
Отец: А, будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником.
Вопросы:
1. Кто должен заниматься гендерным воспитанием?
2. Как бы вы поступили на месте отца?
Педагогическая ситуация № 3:
-Воспитатель, обращаясь к ребенку: Тебе, наверное, хочется поиграть с ребятами? Иди, поиграй.
-Нет, я их сейчас расстреляю!
Воспитатель : За что же ты их хочешь расстрелять?
-А просто так, потому что я– разбойник!
Мама: А, ему бы только стрелять, да в войну играть, другие игры его не интересуют. Боевой растет, уж слишком даже!
-А вы, видимо поощряете его в этом – заметил воспитатель, имея ввиду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в сумке матери.
-Да, конечно – он требует, приходится покупать. Он же, мальчик!
-А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм!
- А зачем. Пусть играет, во что хочет! Какое это имеет значение?
Вопросы:
1. В чем, по вашему мнению, значение игры для усвоения мальчиками и девочками будущих социальных ролей?
2. Какие игрушки нужны мальчикам, чтобы они выросли настоящими мужчинами? Какие игрушки нужны девочкам, чтобы они выросли хорошими мамами и хозяйками?